Научно-исследовательский отдел комплексного развития транспорта

Направления работы научно-исследовательского отдела:

Выполнение научно-исследовательских работ в сфере транспортного обслуживания

Разработка региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения

Разработка региональных стандартов транспортного обслуживания населения

Научно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации и городских агломераций в рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере транспортного планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Научно-методическая поддержка Министерства транспорта Российской Федерации

Разработка стандартов качества транспортного обслуживания регионального и муниципального уровней

Формирование государственных и муниципальных программ по развитию транспорта

Разработка и обосновании документов транспортного планирования: программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексная схема организации дорожного движения, комплексная схема транспортного обслуживания населения для муниципальных образований, городских агломераций и субъектов Российской Федерации

Оптимизация маршрутных сетей на муниципальных и межмуниципальных маршрутах для целей привлечения федеральной поддержки на обновление подвижного состава

Разработка документов планирования перевозок в соответствии с 220-ФЗ, расчет НМЦК для межмуниципальных и муниципальных маршрутов

Формирование парковочной политики на территории муниципальных образований, создание единого парковочного пространства

Разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексных схем транспортного обслуживания населения (КСОТ) для субъектов Российской Федерации, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексных схем транспортного обслуживания населения (КСОТ) и комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) для городских агломераций и муниципальных образований (в соответствии с Приказом Минтранса России от 30 июля 2020 г. №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения», методическими рекомендациями по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»)

Выполнение работ по транспортному планированию

1. Разработка Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры

Основные задачи разработки.
Планирование развития транспортной системы региона, определение направлений развития пассажирского городского и пригородного транспорта на 10 – 15 и более лет, в том числе на 5 – 7 лет первой очереди строительства, реализуемых в форме принципиальных технических решений на основе имеющихся видов транспорта, типовых проектов и т.п. с адресной конкретизацией размещения основных транспортных устройств и сооружений.  КТС является неотъемлемой частью генерального плана региона.
 
Этапы разработки КТС.
Сбор исходных данных, создание транспортной модели региона, разработка концепции развития транспортной системы региона, предложения по совершенствованию улично-дорожной сети, предложения по развитию и совершенствованию общественного транспорта, предложение мероприятий по увеличению пропускной способности УДС региона, предложения по повышению безопасности дорожного движения. Разработка долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры региона с разбивкой по срокам исполнения и оценка стоимости предложенных к реализации мероприятий. Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий.
 
Срок выполнения работ и примерная стоимость.
В зависимости от площади территории срок выполнения работы от 9 месяцев, стоимость зависит также от рассматриваемой площади, от требований к транспортной модели, а также от имеющихся исходных данных.

2. Комплексная схема организации дорожного движения КСОДД

Основные задачи разработки КСОДД.
Планирование мероприятий по совершенствованию улично-дорожной сети региона, повышению пропускной способности улично-дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения.
 
Этапы разработки КСОДД
Сбор исходных данных, создание транспортной модели региона, разработка мероприятий по приоритету движения общественного транспорта, разработка мероприятий по оптимизации расположения стоянок автотранспорта на улично-дорожной сети, разработка мероприятий по увеличению пропускной способности и повышению безопасности дорожного движения (введение одностороннего движения, введения зон ограничения скоростного режима, жилых зон, пешеходных зон и т.д.), разработка предложений по созданию сети велосипедного движения, разработка схем расположения комплексов фото видео фиксации, предложения по разработке АСУДД, предложения по модернизации светофорных объектов, разработка схем движения грузового транспорта, разработка системы информационного обеспечения водителей. Разработка микромоделей предлагаемых мероприятий. Разработка программы совершенствования организации дорожного движения и повышения пропускной способности улично-дорожной сети региона с разбивкой на периоды и определением стоимости отдельных мероприятий. Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий.
 
Срок выполнения работ и примерная стоимость.
В зависимости от протяженности улично-дорожной сети срок выполнения работы от 9 месяцев, стоимость зависит также от рассматриваемой площади, от требований к транспортной модели, а также от имеющихся исходных данных.

3. Разработка и создание транспортных моделей

Основные задачи разработки транспортных моделей.
Оценка существующего состояния улично-дорожной сети и сети общественного транспорта, прогноз состояния транспортной системы на перспективу (до 20-30 лет), оценка различных мероприятий по совершенствованию транспортной системы, определение социально-экономических эффектов от рассматриваемых мероприятий.
 
Этапы разработки транспортной модели.
Сбор исходных данных, разработка сценариев развития транспортной системы, определение ключевых показателей работы транспортной системы (продолжительность поездок на личном и общественном транспорте, уровень загрузки дорог и улиц, количество вредных выбросов и т.д.).
 
Срок выполнения работ и примерная стоимость.
В зависимости от протяженности улично-дорожной сети срок выполнения работы от 3 месяцев, стоимость зависит также от рассматриваемой площади, от требований к транспортной модели, а также от имеющихся исходных данных.

4. Анализ маршрутной сети и разработка предложений по ее модернизации

В рамках реализации требований федерального закона №220ФЗ от 13.07.2015 органами исполнительной власти всех муниципальных образований должна быть проведена разработка документа планирования регулярных перевозок (в целях последующего формирования и утверждения нормативного правового акта муниципального образования).
В ходе подготовки указанного документа может осуществляться проработка следующих вопросов (в совокупности или по отдельности, а также в составе разработки КТС и / или КСОДД):
· разработка предложений по реформе маршрутной сети транспорта общего пользования;
· анализ дублирования маршрутов транспорта общего пользования;
· транспортное моделирование на макро уровне на статической и / или динамической транспортной модели;
· определение оптимального количества подвижного состава на каждом маршруте;
· определение потребности в строительстве новых и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры;
· определение видов регулярных перевозок (по регулируемым или нерегулируемым тарифам) для каждого маршрута;
· разработка предложений по совершенствованию финансово-экономической модели взаимоотношений с перевозчиками и тарифной политики.
 
Основные задачи:
Определение технико-эксплуатационных показателей маршрутов (сравнение существующих с предлагаемыми решениями, оценка экономической целесообразности, капитальных затрат (в случае необходимости) и операционных расходов, разработка детального плана реорганизации маршрутной сети.

5. Отдельные виды работ

Разработка мероприятий по приоритету движения общественного транспорта.
Разработка мероприятий по оптимизации расположения стоянок автотранспорта на улично-дорожной сети с разработкой предложений по введению платных парковок.
Разработка мероприятий по увеличению пропускной способности и повышению безопасности дорожного движения (введение одностороннего движения, введения зон ограничения скоростного режима, жилых зон, пешеходных зон и т.д.).
Разработка предложений по созданию сети велосипедного движения.
Разработка схем расположения комплексов фото видео фиксации и рекомендации по созданию Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений.
Предложения по разработке АСУДД.
Предложения по модернизации светофорных объектов.
Разработка схем движения грузового транспорта.
Разработка системы информационного обеспечения водителей.
Разработка микромоделей предлагаемых мероприятий.
Разработка программы совершенствования организации дорожного движения и повышения пропускной способности улично-дорожной сети региона с разбивкой на периоды и определением стоимости отдельных мероприятий.
Определение социально-экономического эффекта предлагаемых мероприятий.

Обследование пассажиропотоков

Подробнее

Специалисты ОАО «НИИАТ» осуществляют обследование пассажирских потоков на наземном пассажирском транспорте общего пользования полуавтоматизированным и автоматизированным (с учетом датчиков учета пассажиров) способом в зависимости от типа транспортного средства. На основе результатов обследования ученые института разрабатывают проект оптимизации маршрутной сети и дают обоснование тарифов на перевозку пассажиров и объемов перевозок для договоров страхования ответственности перевозчика.
Преимущества обследований пассажирских потоков с привлечением специалистов ОАО «НИИАТ»:
данные о пассажирских потоках формируются в цифровом виде, что позволяет сэкономить время и деньги на обработку результатов;
автоматическое получение географических координат обеспечивает возможность учета мест всех фактических остановок транспорта для посадки/высадки пассажиров (в том числе вне остановочных пунктов);
данные от автоматических регистраторов моментально поступают на сервер ОАО «НИИАТ», независимо от места обследований, что минимизирует риск потери данных и повышает скорость их обработки;
качество результатов обследований (их достоверность) подтверждено результатами обследований и составляет не менее 95%;
тоимость обследований на 20-50% ниже стоимости специализированного оборудования или обследований пассажирских потоков ручным способом (включая этап обработки данных);
имеется возможность расчета пассажирских корреспонденций на маршруте(ах) на основе полученных данных о пассажирских потоках.

Выполненные разработки

Актуализация в связи с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года объединенного операционного транспортного плана чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года

Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования города Казани на перспективу до 2023 года

Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Казани до 2033 года, актуализация комплексной схемы организации дорожного движения г. Казани на период до 2033 года

Разработка рекомендаций, регулирующих баланс плотности застройки, землепользования и транспортного ресурса территории

Создание велосипедной инфраструктуры в составе мультимодального коридора на ул. Баррикад в г. Иркутске

Разработка Комплексной схемы организации дорожного движения города Красноярска на 2017-2032 гг. с учетом проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года

Разработка научно обоснованных предложений по организации оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами автомобильного транспорта категорий М2 и М3 с использованием остановочных пунктов маршрутов регулярных перевозок по запросу пассажира посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей мобильной и стационарной телефонной связи, в том числе при осуществлении регулярных перевозок в Российской Федерации;

Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры для региональной и межмуниципальной сети дорог Омской области на период 2019 – 2033 годов

Разработка комплексных схем организации дорожного движения для дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области и системы организации транспортного обслуживания населения на территории Омской области в части границ Омской агломерации на период 2019 – 2031 годов

Разработка документов транспортного планирования: для Курской области – программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом; для Курской городской агломерации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексные схемы организации

Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ), комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД)

Оказание услуг, связанных с подготовкой экспертного заключения по вопросам в объеме и на условиях, предусмотренных техническим заданием для ООО “Комьюто Рус”

Оказание услуг, связанных с разработкой Концепции нормативно-правового регулирования в сфере совместного использования транспортных средств с помощью сервисов поиска попутчиков

Разработка концепции единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок в РФ

Разработка документов транспортного планирования Хабаровского края в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Разработана транспортная модель эффективной системы работы пассажирского транспорта Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Разработан проект оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта города Казани

Разработана математическая модель маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования Белгородской агломерации

Разработана транспортная модель эффективной системы работы пассажирского транспорта Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Разработан операционный план транспортного обеспечения Чемпионата мира по волейболу FIVB 2022 для города Кемерово

Разработка документов транспортного планирования Псковской области в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Текущие исследования и разработки

Выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка проекта программы развития городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации»

Разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения (КСОТ) Елабужского муниципального района Республики Татарстан