2023
октябрь-декабрь
Авторы:
Вадим Валерианович Донченко – канд. техн. наук, заведующий базовой кафедрой “Устойчивой городской транспорт”, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, donchenko@niiat.ru
Владимир Анатольевич Купавцев – аспирант, Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, 125480, Россия, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24, kupavtsev.v.a@bk.ru
Аннотация. В результате активного внедрения средств индивидуальной мобильности (СИМ) в городские транспортные системы, возникает новый вид дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием СИМ. Согласно официальным источникам в целом по Российской Федерации в 2019 году было зарегистрировано 142 ДТП в результате которых погибло 7 и было ранено 147 человек, уже в 2022 году данные показатели значительно увеличились и составили 941 ДТП в которых погибло 19 и было ранено 976 человек. Наиболее аварийными в данном случае являются города-мегаполисы и города-курорты в которых число СИМ активно увеличивается, что связано с возможностью быстрого перемещения на короткие расстояния в первом случае и определенными климатическими условиями во втором случае. С целью прогнозирования количества ДТП с участием СИМ в рамках данного исследования выполнен математический анализ показателей аварийности за пятилетний период (2018-2022 гг.) на примере столичного мегаполиса. В результате математического анализа была разработана прогнозная модель, основанная на модели мультипликативной компоненты, позволяющая с достоверностью 81% спрогнозировать количество ДТП с участием рассматриваемых средств передвижения. В перспективе, полученные результаты позволяют эффективно применять мероприятия по снижению аварийности с участием СИМ.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, дорожно-транспортные происшествия, математический анализ, мультипликативная модель, прогнозирование.
Authors:
Vadim V. Donchenko – Ph.D. (Tech.), Head of the Basic Department of Sustainable Urban Transport, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), 125319, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt, 64, donchenko@niiat.ru
Vladimir A. Kupavtsev – post-graduate student of Scientific and Research Institute of Motor Transport, Geroyev Panfilovtsev Str., 24. 125480, Moscow, Russia, kupavtsev.v.a@bk.ru
Annotation. As a result of the active introduction of personal mobility aids into urban transportation systems, a new type of road traffic accident involving personal mobility aids is emerging. According to official sources, in 2019 there were 142 crashes in the Russian Federation as a whole, which killed 7 people and injured 147. In 2022, these figures increased significantly and totaled 941 crashes, which killed 19 people and injured 976. The most accident-prone cities in this case are megacities and resort cities, where the number of means of individual mobility is actively increasing, due to the possibility of rapid movement over short distances in the first case and certain climatic conditions in the second case. In order to predict the number of accidents involving means of individual mobility, this study performed a mathematical analysis of accident rates for a five-year period (2018-2022) on the example of a metropolitan area. As a result of the mathematical analysis, a forecasting model based on the multiplicative component model was developed, which allows to predict with 81% reliability the number of accidents involving the considered means of mobility. In the future, the obtained results allow to effectively apply measures to reduce accidents involving personal mobility vehicles.
Keywords: personal mobility aids, road accidents, mathematical analysis, multiplicative model, forecasting.
Авторы:
Вадим Валерианович Донченко – канд. техн. наук, заведующий базовой кафедрой “Устойчивой городской транспорт”, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, donchenko@niiat.ru
Александр Николаевич Шумский – аспирант, Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, 125480, Россия, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24, shumskiy-msk@bk.ru
Аннотация. Увеличение грузооборота страны оказывает влияние на повышение количества грузовых автомобилей в транспортном потоке, данное явление оказывает негативное влияние на изменение основных показателей работы улично-дорожной сети, в частности при использовании принудительных средств управления. Особенно это наблюдается в крупных и крупнейших городах, где происходит активное строительство транспортно-логистических комплексов. В основном такие комплексы располагаются в промышленных городских районах, где сейчас также осуществляется застройка жилыми комплексами, в совокупности, такая синергия способствует увеличению как легковых транспортных средств в составе транспортного потока, так и грузовых транспортных средств, относящихся к различным категориям. Для снижения нагрузки на улично-дорожную сеть и повышение эффективности управляющих систем, например, с использованием светофоров, необходим гибкий учет количества грузовых автомобилей с учетом их динамических показателей, а именно динамики разгона и торможения. С этой целью, в рамках выполненного исследования выполнен эксперимент по определению стартовых потерь времени, связанных с наличием в транспортном потоке грузовых автомобилей различной грузоподъемности, относящихся к категориям N1, N2, N3 и предложена модель учета грузовых автомобилей в городском транспортном потоке, по средствам определения потока насыщения. Полученная модель может быть применена на аналогичных участках – перекрёстках, с повышенным количеством грузовых транспортных средств в общем транспортном потоке.
Ключевые слова: управление, состав транспортного потока, грузовые транспортные средства, категории N1, N2 и N3, модель, стартовые потери времени, регрессионный анализ.
Authors:
Vadim V. Donchenko – Ph.D. (Tech.), Head of the Basic Department of Sustainable Urban Transport, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), 125319, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt, 64, donchenko@niiat.ru
Alexander N. Shumskiy – post-graduate student of Scientific and Research Institute of Motor Transport, Geroyev Panfilovtsev Str., 24. 125480, Moscow, Russia, shumskiy-msk@bk.ru
Annotation. The increase in cargo turnover of the country has an impact on the increase in the number of trucks in the traffic flow, this phenomenon has a negative impact on the change in the main indicators of the street and road network, in particular when using forced controls. Especially it is observed in large and largest cities, where there is an active construction of transportation and logistics complexes. Mainly such complexes are located in industrial urban areas, where now there is also a development of residential complexes, in the aggregate, such synergy contributes to an increase in both passenger vehicles in the traffic flow and cargo vehicles belonging to different categories. In order to reduce the load on the street-road network and to increase the efficiency of control systems, for example with the use of traffic lights, a flexible accounting of the number of trucks is necessary, taking into account their dynamic parameters, namely acceleration and braking dynamics. For this purpose, in the framework of the research we have performed an experiment to determine the starting time losses associated with the presence in the traffic flow of trucks of different capacity, belonging to categories N1, N2, N3 and proposed a model of accounting for trucks in the urban traffic flow, by means of determining the saturation flow. The obtained model can be applied to similar sites – intersections, with increased number of cargo vehicles in the general traffic flow.
Keywords: control, traffic flow composition, freight vehicles, categories N1, N2 and N3, model, starting time loss, regression analysis.
Автор:
Андрей Евгеньевич Титов – заведующий научно-исследовательским отделом «Безопасность движения на автомобильном транспорте», Научно – исследовательский институт автомобильного транспорта, 125480, Россия, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24, andrew_titov@mail.ru
Аннотация. Изложены подходы к организации, расположению и использованию парковочной (стояночной) инфраструктуры СИМ, как элементу городской инфраструктуры размещения СИМ, приведены решения по объектному оснащению, перечислены ограничения на размещение объектов парковочной инфраструктуры СИМ, предложены типовые габаритные размеры, учитываемые при организации парковочных мест в зонах комбинированной, консолидированной стоянки СИМ. Предложения по использованию парковочной (стояночной) инфраструктуры СИМ ориентированы на специфику деятельности Операторов сервисов микромобильности.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, единое городское парковочное пространство, городская инфраструктура размещения СИМ.
Author:
Andrey E. Titov – Head of Research Department “Traffic safety in road transport”, Scientific and Research Institute of Motor Transport, Geroyev Panfilovtsev Str., 24, 125480, Moscow, Russia, andrew_titov@mail.ru
Abstract. The approaches to the organization, location and use of the PME parking infrastructure, as an element of the PME urban placement infrastructure, solutions for object equipment are given, restrictions on the placement of the PME parking infrastructure facilities are listed, standard overall dimensions are proposed that are taken into account when organizing parking spaces in areas of combined, consolidated PME parking. Proposals for the use of the PME parking infrastructure are focused on the specifics of the activities of Operators of micromobility services.
Keywords: personal mobility equipment (PME), a unitary urban parking space, PME placement infrastructure
Автор:
Андрей Евгеньевич Титов – заведующий научно-исследовательским отделом «Безопасность движения на автомобильном транспорте», Научно – исследовательский институт автомобильного транспорта, 125480, Россия, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24, andrew_titov@mail.ru
Аннотация. Изложены подходы к организации, размещению и использованию инфраструктуры хранения (обслуживания) и заряда СИМ, как элементам городской инфраструктуры размещения СИМ, приведены решения по объектному оснащению, нормативно устанавливаемым ограничениям и особенностям размещения зарядной инфраструктуры СИМ. Приведены условия хранения средств мобильности, отвечающие требованиям безопасности, изложенным в соответствующих инструкциях и руководствах по эксплуатации СИМ, а также правилах по безопасному использованию и заряду аккумуляторных батарей.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, единое городское парковочное пространство, городская инфраструктура размещения СИМ.
Author:
Andrey E. Titov – Head of Research Department “Traffic safety in road transport”, Scientific and Research Institute of Motor Transport, Geroyev Panfilovtsev Str., 24, 125480, Moscow, Russia, andrew_titov@mail.ru
Abstract. The approaches to the organization, placement and use of the storage (maintenance) and PME charging infrastructure as elements of the PME urban placement infrastructure, solutions for object equipment, regulatory restrictions and features of the placement of the PME charging infrastructure. The conditions storage of the PME, that meet the safety requirements set out in the relevant instructions and operating manuals of the Е-scooters, as well as the rules for the safe use and charging of batteries are given.
Keywords: Personal mobility equipment (PME), a unitary urban parking space, PME placement infrastructure.
Автор:
Кирилл Владимирович Трякин – старший научный сотрудник научно – исследовательского отдела «Экономика транспорта», Научно – исследовательский институт автомобильного транспорта, Россия, 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24, kirill_tryakin@mail.ru
Аннотация. Проведён анализ критерий оценки предложений участников конкурса на регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Сделан вывод о необходимости разработки методического документа федерального уровня по указанному предмету.
Ключевые слова: регулярные перевозки пассажиров; конкурс; критерии оценки предложений участников конкурса.
Author:
Kirill V. Tryakin – Senior Researcher at the Research Department “Economics of Transport”, Scientific and Research Institute of Motor Transport, Geroyev Panfilovtsev Str., 24, 125480, Moscow, Russia, kirill_tryakin@mail.ru
Abstract. An analysis of the criteria for evaluating proposals from participants in the competition for regular transportation of passengers at regulated tariffs by road and urban ground electric transport was carried out. It is concluded that it is necessary to develop a methodological document at the federal level on this subject.
Keywords: regular passenger transportation; contest; criteria for evaluating proposals from competition participants
Авторы:
Сергей Вячеславович Шелмаков – канд. техн. наук, доцент; доцент кафедры “Техносферная безопасность”, Московский автомобильно – дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, shelwood@yandex.ru
Александр Иванович Курятов – магистрант кафедры “Техносферная безопасность”, Московский автомобильно – дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, kuriatov.sasha@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при осуществлении стоянки для отдыха водителей магистральных автопоездов. Проведен анализ существующих технологий по сокращению продолжительности работы двигателей тягачей на холостом ходу. Для всех рассматриваемых мер проведена оценка экологической результативности. Результатом являются рассчитанные значения возможного сокращения выбросов загрязняющих веществ, за счет использования рассматриваемых технологий.
Ключевые слова: магистральный автопоезд, тягач, двигатель внутреннего сгорания (ДВС), выбросы загрязняющих веществ, грузовик.
Authors:
Sergey V. Shelmakov – Ph.D. (Tech.), Assoc. Prof.; Assoc. Prof. of the Department “Technosphere safety”, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Leningradsky Prospekt Str., 64, 125319, Moscow, Russia, shelwood@yandex.ru
Aleksandr I. Kuryatov – undergraduate student of the Department “Technosphere safety”, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Leningradsky Prospekt Str., 64, 125319, Moscow, Russia, kuriatov.sasha@mail.ru
Abstract. The article discusses measures to prevent atmospheric air pollution when parking for recreation of drivers of mainline road trains. The analysis of existing technologies to reduce the duration of operation of tractor engines at idle is carried out. An environmental impact assessment has been carried out for all the measures under consideration. The result is the calculated values of the possible reduction of pollutant emissions through the use of the technologies in question.
Keywords: mainline road train, tractor, internal combustion engine, emissions of pollutants, truck.
Авторы:
Юрий Иосифович Элькин – д-р техн. наук, профессор кафедры “Техносферная
безопасность”, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, elkiny@mail.ru
Роман Алексеевич Виноградов – магистрант кафедры “Техносферная безопасность”, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 125319, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 64, r.o.m.a.n.2000@mail.ru
Аннотация. В современных реалиях, транспортный шум имеет огромное влияние на жизнь и здоровья населения. Транспортные средства играют главную роль в этом воздействии. Количество изношенных шин с каждым годом становится всё больше, а применения продуктам их переработки не увеличиваются. В данной работе рассмотрена возможность использования резиновой крошки в качестве шумопоглощающего материала для шумозащитного габиона. Проанализирована типовая конструкция габионного типа от компании Schlosser Gabionen и дальнейшее его преобразование с использованием крошки. Не менее перспективным является и шумозащитная стена компании EcoFlex, которая создана на 100% из изношенных шин. Создание и разработка таких сооружений даёт понять всю серьезность и актуальность проблемы транспортного шума
Ключевые слова: резиновая крошка, габион, транспортный шум, шумозащитный экран, дорожное покрытие, утилизация изношенных шин.
Authors:
Yuriy I. El’kin – Dr. Sci. (Tech.), Professor of the Department of Technosphere Safety, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), 125319, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt, 64, elkiny@mail.ru
Roman A. Vinogradov – undergraduate student of the Department of Technosphere Safety, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), 125319, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt, 64, r.o.m.a.n.2000@mail.ru
Abstract. In modern realities, traffic noise has a huge impact on the life and health of the population. Vehicles play a major role in this impact. The number of worn tires is increasing every year, and the use of their processed products is not increasing. In this paper, the possibility of using a rubber crumb as a noise-absorbing material for a noise-proof gabion is considered. The typical gabion type design from Schlosser Gabionen and its further transformation using crumbs are analyzed. No less promising is the noise-proof wall of EcoFlex, which is made of 100% worn tires. The creation and development of such structures makes it clear the seriousness and relevance of the problem of traffic noise.
Keywords: rubber crumb, gabion, traffic noise, noise shield, road surface, disposal of worn tires.