Русская версия
    

Выполненные научно-исследовательские работы

Выполненные работы ОАО "НИИАТ" за 2015 год


1.«Проведение научных исследований, направленных на разработку современных методов организации дорожного движения, в том числе основанных на исследовании влияния режимов движения транспортных потоков на безопасность дорожного движения»

 

Этап 4

Проведение исследований и разработка предложений по эффективному применению кольцевых развязок

(Государственный контракт № 14/5/1/01 от 30 июля 2014 г.)

 

В рамках выполнения научно-исследовательской работы осуществлена работа, включающая: сравнительный анализ современных зарубежных и отечественных нормативных и методических документов, касающихся методов и средств ОДД на кольцевых пересечениях (далее - КП), исследование эффективности их применения для различных условий дорожного движения; разработка современных методических подходов (предложений) в сфере ОДД на кольцевых пересечениях, направленных на повышение БДД; разработка предложений по внесению изменений в действующие нормативно-методические документы, определяющие содержание и порядок применения современных методов и средств ОДД на кольцевых пересечениях.

Анализ результатов, проводимых в рамках НИР исследований показывает, что в отечественной практике еще не в полном объеме проработаны вопросы методического обеспечения методов и средств ОДД на КП, исходя из необходимости соответствия современным требованиям решения транспортных проблем в условиях интенсивной автомобилизации страны.

Отсутствуют в требуемом объеме и с учетом изменения условий дорожного движения при высоких темпах роста автопарка страны и качественного состава транспортного потока чёткие критерии выбора вариантов ОДД на кольцевых пересечениях, методика применения светофорного регулирования на них, а также динамического управления транспортными и пешеходными потоками.

Требуется уточнение условий движения ТП при въезде на кольцевое пересечение и на участке их переплетения. Недостаточно изучены условия применения современных кольцевых пересечений, как средства «успокоения» движения и управление скоростью в различных дорожных условиях. Недостаточно накопленный объем знаний в этой области ограничивает применение известных методов ОДД и не способствует их широкому распространению.

Решение актуальных транспортных проблем применительно к КП в ряде случаев, осложняется исторически сложившейся застройкой и тем, что они в большинстве случаев являются архитектурными элементами городских территорий. Кроме того, возникает необходимость использования данных методов и средств, исходя из необходимости внедрения данных подходов в ОДД в сочетании с наукоемкими технологиями в этой сфере, реализации масштабных инфраструктурных проектов обеспечения жизнедеятельности.

В процессе разработки темы установлено, что существующие современные и проектируемые КП в условиях изменившихся социально-экономических отношений в стране, а также узлы, сформировавшиеся в процессе исторического развития, имеют разнообразные формы и размеры центрального направляющего островка.  В этой связи для определения области целесообразного их применения, полной характеристики условий функционирования кольцевых пересечений с нестандартной или сложной формой центрального направляющего островка, требуется сбор и обработка большого объема статистического материала, а сравнение вариантов возможно, как правило, на основе использования методов имитационного моделирования.

Анализ отечественной и зарубежной литературы дает возможность сделать вывод, что одним из основных и часто упоминаемых недостатков КП является потеря времени участниками движения при проезде данных узлов что, как правило, связано с увеличением длины траектории движения, а также со снижением скорости движения при проезде пересечения.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что величина времени, затрачиваемая на проезд по кольцевому пересечению, прямо зависит от геометрических параметров пересечения, расчётной скорости движения, схемы организации движения при въезде (выезде) и на кольцевой проезжей части, от объёмов движения на участке переплетения (пересечения), вида выполняемого манёвра. В этой связи при проведении НИР особое внимание было уделено определению граничных значений, позволяющих на основе анализа большого числа критериев подойти к выбору геометрических параметров КП, исходя из обеспечения максимальной пропускной способности и достижения предельно высокого уровня обслуживания участников ДД.

Многочисленные данные, полученные методом «до» и «после», свидетельствуют о существенном снижении аварийности и, особенно, тяжести ДТП после устройства КП. Применение КП в широких масштабах приводит к общему снижению ДТП на 35%. На 90% сокращается количество ДТП со смертельным исходом, на 75% – ДТП с ранеными, на 35% – ДТП, связанные с наездами на пешеходов, и на 10% снижается количество ДТП с наездами на велосипедистов.

Из проведенной НИР следует, что применение светофорного регулирования для КП может быть обусловлено интенсивным движением пешеходов, высоким уровнем аварийности, формированием заторовых и предзаторовых ситуаций при въездах в узел и непосредственно на кольцевой проезжей части, наличием

По результатам проведенных исследований подготовлен проект Методических рекомендаций по совершенствованию ОДД на кольцевых пересечениях в одном уровне с применением конкретных мероприятий по управлению движением транспортных средств и пешеходов в различных дорожных условиях.

Презентация


2. «Проведение научных исследований, направленных на разработку современных методов организации дорожного движения, в том числе основанных на исследовании влияния режимов движения транспортных потоков на безопасность дорожного движения»

 

Этап 5

Проведение исследований и подготовка предложений по эффективному применению динамической маршрутизации транспортных потоков на основе использования переменных (динамических) технических средств регулирования дорожного движения

(Государственный контракт № 14/5/1/01 от 30 июля 2014г.)

 

 

При проведении НИР было принято во внимание, что использование информационной системы, адекватной потребностям участников дорожного движения, а также достижение необходимой устойчивости в работе систем организации дорожного движения и обеспечения его безопасности является одним из наиболее значимых мировых трендов в деятельности по упорядочению движения автомобильного транспорта и пешеходов. В этих условиях, с учетом интенсивной автомобилизации страны, необходимости принятия должных мер по снижению непроизводительных затрат в работе транспортного комплекса РФ, предотвращению ДТП и снижения тяжести их последствий одной из главных задач, решаемых на современном этапе социально-экономического развития страны, является внедрение высоко эффективных методов организации дорожного движения, базирующихся на достижениях мировой науки и практики в этой сфере общественных отношений.

В связи с изложенным, был выполнен анализ зарубежного опыта для уточнения и сведения воедино информации о целесообразности и издержках применения динамической маршрутизации транспортных потоков на основе использования переменных (динамических) технических средств регулирования дорожного движения, широкого использования методов директивного и косвенного управления транспортными потоками.

Базируясь на анализе полученных результатов исследования, может быть сделан вывод, что при решении задач распределения транспортных потоков во времени и пространстве, прогнозирования и снижения продолжительности заторовых ситуаций выбор применяемой транспортной модели можно представить в виде статического и динамического распределения.

При разработке темы уделялось также определенное внимание формированию подходов к определению основных принципов динамической маршрутизации, а также соответствующих математических моделей и программных продуктов, используемых в современных АСУДД и ИТС для решения задач динамической маршрутизации транспортных потоков.

Для обоснования мероприятий по совершенствованию ОДД методами динамической маршрутизации транспортных потоков были рассмотрены исходные условия движения (до возникновения дорожного инцидента) на прямых участках и зонах слияния автомобильных дорог с учетом изменения количества полос от 1 до 4, ограничения скоростного режима от 10 км/ч до 120 км/ч, изменением значений интенсивности входящего на маршрут транспортного потока от 100 ед/ч до 4000 ед/ч.

В процессе проведения НИР также сформулированы предложения по эффективному размещению и и определению границ использования переменных (динамических) технических средств для перераспределения транспортных потоков. Одновременно, при разработке предложений по определение основных принципов динамической маршрутизации транспортных потоков на автомобильных дорогах городов в условиях развития интеллектуальных транспортных систем. При этом доказано, что применение ДМТП невозможно без создания ИТС города, функционирования и развития комплексных и инструментальных подсистем ИТС, выполнения требований к их эффективному размещению, моделирования дорожного движения.

Определенное внимание при проведении НИР было уделено вопросам моделирования динамической маршрутизации транспортных потоков, т. к. моделирование дорожного движения является основополагающей частью работ по организации ДМТП и оценки условий функционирования участков УДС городских территорий. При этом осуществлена разработка предложений по определению состояний транспортных потоков для осуществления их динамической маршрутизации с использованием интеллектуальных транспортных систем (с учетом функциональных характеристик автомобильных дорог), сформирована методика определения указанных состояний для осуществления их динамической маршрутизации с использованием интеллектуальных транспортных систем. Сформулированы также рекомендации по выбору участка детектирования пороговых состояний транспортных потоков для предотвращения возникновения и снижения продолжительности заторовой ситуации.

В ходе проведения НИР сформулированы рекомендации по использованию математического аппарата, применяемого для имитационного моделирования динамической маршрутизации транспортных потоков на автомобильных дорогах городов.

В результате исследований, выполненных в рамках НИР, обоснована возможность применения динамической маршрутизации транспортных потоков для обеспечения безопасности движения, эффективности транспортного процесса, устойчивости функционирования системы организации движения.

С помощью имитационного микромоделирования определена область целесообразного и эффективного применения рассматриваемого метода организации движения при изменении исходной нагрузки на участках автомобильных дорог. Получены диаграммы определения пороговой плотности транспортного потока в условиях изменения интенсивности дорожного движения, скорости транспортного потока и числа полос в направлении движения транспортного потока по маршруту, что позволяет дать ответ на один из самых главных вопросов о начале динамической маршрутизации транспортных потоков.

Подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативно-методические документы в интересах достижения более эффективной интеграции рассматриваемых методов организации движения, а также уточнения и дополнения методических материалов по применению динамической маршрутизации транспортных потоков при формировании деятельности в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем.

По результатам проведенных исследований подготовлен проект Методических рекомендаций по совершенствованию ОДД по эффективному применению динамической маршрутизации транспортных потоков на основе использования переменных (динамических) технических средств регулирования дорожного движения, а также сочетания директивных и косвенных методов управления дорожным движением.

Презентация


3.«Разработка предложений по проекту Концепции организации перевозок детей и по проекту Плана ее реализации»

При подготовке проекта Концепции осуществлен (частично) анализ:

- действующих в Российской Федерации организационно-правовых, технических и иных требований, а также передовой отечественный и зарубежный опыт по обеспечению безопасности перевозок организованных групп детей, в т.ч. на маршрутах движения школьных автобусов;

- состояния аварийности, а также условий дорожного движения на маршрутах организованной перевозки групп детей и школьного автобуса;

- проведено анкетирование органов исполнительной власти субъектов РФ с целью определения состояния дел с организацией работы по перевозке детей в образовательные учреждения (получено и обработано 55% запросов).

Концепцией определяются основные направления деятельности по повышению эффективности государственного управления в сфере транспортного обслуживания населения применительно к теме исследования на период до 2020 г. с учетом планируемого рассмотрения состояния дел по ОБДД в стране на заседании Госсовета Российской Федерации.

При разработке проекта Концепции в качестве основополагающего документа приняты «Правила перевозки групп детей автобусами», утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 1177, а также иные нормативные акты, определяющие требования по ОБДД и перевозкам пассажиров. 

При разработке Концепции и Плана ее реализации  приняты во внимание происходящие в стране изменения в демографии, структуре населенных пунктов (преимущественно в сельской местности), размещении образовательных учреждений, процессы урбанизации,  а также принимаемые меры на федеральном, региональном и местном уровне по экономическому и социальному развитию страны, сохранению народонаселения России.

Объектом работы явилось уточнение требований к организаторам перевозочного процесса, водительскому и подвижному составу, системе организации дорожного движения в интересах достижения необходимого уровня безопасной работы автомобильного транспорта на маршрутах организованной перевозки групп детей и школьных автобусов.

В Концепции определяется содержание и последовательность действий заинтересованных юридических и физических лиц, общественных организаций  в реализации  требований действующего законодательства и иных нормативных актов, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью и ранением детей при перевозке их автомобильным транспортом, а также снижение тяжести последствий ДТП  с детьми.

Методология создания системы обеспечения безопасной перевозки детей автобусами транспортом формируется исходя из необходимости концентрации организационно-управленческих ресурсов на повышении эффективности межведомственного взаимодействия, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты.

В Концепции предлагается органам власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обеспечение безопасности перевозок организованных групп детей и учащихся в образовательные учреждения по установленным маршрутам, выделить в качестве самостоятельного направления деятельности по обеспечению общественной безопасности с определенным режимом регулирования дорожного движения.

Особое внимание в Концепции уделяется:

- регламентации порядка обследования состояния улично-дорожной сети, оценки качества организации и уровня безопасности дорожного движения на маршрутах следования автобусов при перевозке организованных групп детей и обучающихся в образовательные учреждения на основе комиссионных обследований;

- необходимому информированию участников дорожного движения;

- формированию эффективной системы контроля и надзора.

В Концепции предусматривается:

- формирование государственной системы управления деятельностью по указанным выше перевозкам детей (лицензирование, льготный лизинг, создание специализированных предприятий);

- требования к организация перевозок образовательными учреждениями;

- внесение изменений в действующую нормативную базу (прилагается).

«Концепция организации перевозок групп детей автобусами и план ее реализации» были утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №85 от 31.03.2016 г.

 Приказ


4. "Проведение научных исследований, направленных на разработку современных методов организации дорожного движения, в том числе основанных на исследовании влияния режимов движения транспортных потоков на безопасность дорожного движения (2 и 3 этапы)"

Специалистами ОАО «НИИАТ» были рассмотрены современные методы организации дорожного движения, основанные на изучении, анализе и обзоре  методов ОДД на регулируемых пересечениях

Во 2 этапе работы представлен обзор методов ОДД на регулируемых пересечениях. Рассмотрены: виды допускаемых конфликтов на регулируемых пересечениях, планировочные решения перекрестков, позволяющие повысить пропускную способность УДС, особенности расчета оптимальной длительности цикла регулирования, включая матрицу переходных интервалов.
В процессе проведенных исследований, анализ действующих нормативных требований позволил разработать и внести в методику проектирования ОДД такие понятия, как эффективная длительность красного сигнала, выделенная полоса, полосы смешанного движения, группы полос, эффективная территория перекрестка.
Были уточнены и предложены решения для проведения расчетов коэффициентов приведения к легковому автомобилю, определения средней задержки и длины очереди, оценки уровней обслуживания транспортных и пешеходных потоков, уточнения критериев необходимости устройства дополнительных выделенных полос, выбора расчетных транспортных средств при проектировании перекрестка в плане рекомендуемых конфигураций островков безопасности, а также условия применения «правого поворота на запрещающий (красный) сигнал светофора».
На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований режимов движения транспортных и пешеходных потоков, изучения передового международного опыта по ОДД, в работе были предложены и обоснованы современные инженерно-технические и нормативно-методические решения, обеспечивающие повышение безопасности и качества дорожного движения.
Рассмотренные в НИР методы и рекомендации позволили на достаточно обоснованной научно-экспериментальной базе обеспечить выполнение работ по очередному этапу актуализации содержания Методического руководства по организации дорожного движения в части ОДД на регулируемых пересечениях, в интересах деятельности по гармонизации общественных отношений в сфере дорожного движения на территориях городов и населенных пунктов РФ.

В ходе выполнения 3 этапа работы были исследованы и разработаны методы эффективного использования искусственных неровностей по следующим направлениям:
особенности визуального восприятия искусственной неровности;
установление и уточнение параметров искусственных неровностей для обеспечения проезда транспортных средств в установленном диапазоне скоростей и зависимостей между максимальной допустимой скоростью движения и размерами искусственной неровности (округлой, куполообразной, синусоидальной и трапециевидной форм);
исследование интенсивности и состава транспортных и пешеходных потоков в сечении автомобильном дороги (улицы), оборудованной неровностями, на скорость движения и величину транспортных задержек;
выявление преимущества какой-либо из форм искусственных неровностей с точки зрения безопасности движения и конкретных условий участка автомобильной дороги, состава транспортного потока и др.;
оценка влияния различных видов искусственных неровностей на уровень безопасности движения на соответствующих участках УДС с учетом наличия на них технических средств ОДД;
выбор и обоснование оценочных критериев применения искусственных неровностей для снижения скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования и автомобильных дорог городов;
определение мест установки искусственных неровностей на автомобильных дорогах и определение границ зон сдерживания скорости (успокоения движения) в городской черте.
В работе также исследованы и разработаны предложения по эффективному применению методов «успокоения движения» в различных условиях дорожного движения и для различных значений характеристик транспортных потоков, включая:
метод изменения ширины и конфигурации проезжей части (сужение проезжей части от оси проезжей части с помощью центральных островков и от обочин с одной или с обеих сторон (с помощью резервных боковых полос), за счет расширения тротуаров у конфликтных объектов и т.д.);
метод изменения ширины и специализации полос движения, необходимых для обеспечения желаемой скорости движения определенных типов транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, маршрутных пассажирских транспортных средств);
общие и локальные скоростные ограничения, систему информирования участников движения о скоростном режиме и его нарушении;
метод визуального прерывания прямой сквозной перспективы направления движения с помощью «зигзагов» (требования по наличию уличного наружного освещения и элементов вертикальной сигнализации на переломных точках «зигзага», установление параметров «зигзага» в зависимости от габаритов и допустимой скорости движения транспортных средств в исследуемой зоне, возможность дополнения «зигзагов» элементами прерывания визуальной или акустической плавности движения, конструктивное выполнение «зигзагов» с помощью центральных островков, боковых (резервных) полос, чередования стоянок автомобилей и т.п.);
метод воздействия на визуальное восприятие водителями перспективы траектории движения транспортного потока и его скорости (визуальное прерывание прямой траектории движения (сквозной) на автомобильных дорогах, визуальный эффект сужения улицы за счет выделения вертикальных элементов инженерного обустройства улицы, визуальный эффект уменьшения площади перекрестка за счет увеличения высоты и цветового выделения бордюрного камня), использования горизонтальной и вертикальной разметки и т.д.

Презентация отчёт 

Презентация для НТС


5. "Проведение научно обоснованной оценки валовых выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов  от автомобильного транспорта в городе москве (ретроспектива и перспектива)"

Документы

Представляемая работа выполняется по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы

Целью работы является проведение расчетной оценки валовых выбро­сов загрязняющих веществ и парниковых газов от автомобильного транспор­та в городе Москве за 2011, 2014, 2016 годы, а также прогноз изменения вы­бросов от автотранспорта на перспективу до 2030 года.

Работа направлена на выявление вклада автотранспорта в общие уров­ни загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве.

В Москве расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воз­дух от автотранспорта не проводился уже более 10 лет. За прошедший пери­од времени существенно изменился состав автопарка, качество моторного топлива, условия дорожного движения и протяженность улично-дорожной сети. Все эти изменения делают ранее полученные данные устаревшими.

В 2012-2013 годах Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы были проведены научно- исследовательские работы, в рамках которых актуализирована методика рас­чета выбросов автотранспорта с учетом экологических классов и качества моторного топлива (проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ от ав­тотранспортных средств на территории крупнейших городов» (вторая редак­ция).

Настоящая научно-исследовательская работа позволит получить акту­альные данные об объеме выбросов загрязняющих веществ от автотранспор­та в городе Москве, в том числе в разрезе различных магистралей, типов ав­тотранспорта. На основе этих данных будет проведена оценка вклада авто­транспорта в валовые выбросы загрязняющих веществ в городе Москве, что позволит в дальнейшем обоснованно формировать перечень приоритетных мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха в городе.


6. "Разработка предложений по проекту Концепции организации перевозок детей и по проекту плана по ее реализации"

Одной из наиболее острых проблем современного общества является проблема детской безопасности дорожного движения. Ее уровень зависит от целого ряда, представляющих собой сложную систему взаимодействия, социотехнических и психолого-педагогических факторов.

В последние годы принимаются активные меры по снижению уровня аварийности на улично-дорожной сети страны.

Вместе с тем, проблема обеспечения безопасности движения остаётся достаточно острой, так как показатели аварийности в нашей стране существенно выше, чем во многих европейских странах. По уровню детского дорожного травматизма Россия входит в первую пятерку стран мира.

Учитывая сложившуюся ситуацию с аварийностью, органы государственной власти стали уделять существенное внимание доставке детей к месту обучения. Это вызвало резкое увеличение объема школьных перевозок и в свою очередь потребовало для них выпуска автобусов, соответствующих требованиям безопасности дорожного движения.

К числу первоочередных вопросов, требующих исследования, относятся:

соответствие нормативным требованиям основных типов и конструкций автобусов для перевозки детей;

организация безопасности на маршрутах перевозки;

требования к водительскому составу и лицам ответственным за организацию перевозки детей;

требования к эксплуатационному состоянию автобусов на всем этапе их использования для перевозки детей и др.

В ходе выполнения работы был проанализирован зарубежный и отечественный опыт реализации мер и решений в сфере перевозки детей с определением возможности его использования. Выполнена проработка ряда вопросов правового, организационно-экономического и технического характера, связанных с организацией и обеспечением безопасности детских перевозок. Предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование организационной деятельности учебных заведений и автотранспортных предприятий, относительно вопроса перевозки детей. Скорректированы требования к типам, конструкции и техническому состоянию транспортных средств, осуществляющих детские перевозки. Выработан ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативно-правовые документы. Составлен проект Концепции организации перевозок детей, проект плана по ее реализации, предложен проект доклада в Правительство Российской Федерации, проекты соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Презентация


7. "Разработка перспективных направлений применения системы глонасс в комплексных интеллектуальных транспортных системах транспортного комплекса Российской федерации"

Документы

Развитие методологии, научно-методической базы и их применение при создании комплексных интеллектуальных транспортных систем с использованием, в частности, данных, получаемых от спутниковых навигационных систем, в первую очередь Глонасс, является одним из наиболее перспективных направлений развития информатизации и автоматизации транспортного комплекса и представляется важной и актуальной задачей.

В ходе проведения второго этапа НИР были разработаны следующие, составляющие отчет, разделы:

Раздел 1: «Зарубежный опыт повышения эффективности функционирования ИТС», включающий:

-  характеристики эффективности ИТС, используемые в зарубежной практике;

-  направления совершенствования ИТС за рубежом.

Раздел 2: «Использование возрастающих возможностей навигационных, вычислительных и телекоммуникационных технологий», включающий:

-  использование вновь вводимых в эксплуатацию спутниковых навигационных систем;

-  использование наряду с ГНСС дополнительных средств навигации;

-  использование автоматического информационного взаимодействия между ТС (V2V) и ТС с инфраструктурой (V2I). Обеспечение согласованности между отечественными и зарубежными ТС в части автоматического информационного взаимодействия;

-  создание единого геоинформационного пространства, включающего сферы пассажирского транспорта, грузоперевозок, дорожного движения, парковок с использованием государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах;

-  расширение состава собираемой в КИТС информации (в частности, видео с борта ТС и БПЛА) и внедрение методов и средств ее автоматизированной обработки;

-  повышение безопасности дорожного движения путем сплошного дистанционного контроля за соблюдением ПДД.

Раздел 3: «Расширение круга задач, возлагаемых на комплексные интеллектуальные транспортные системы, и повышение качества их решения», включающий:

 унификация функциональной, физической (объектовой) архитектуры, протоколов обмена данными, бортовых телематических терминалов различных КИТС на единой нормативно-методической базе;

создание системы автоматизированного проектирования КИТС на основе Национальной архитектуры КИТС РФ;

обеспечение согласованности между отечественными и зарубежными КИТС для обеспечения географической непрерывности телематического обслуживания при трансграничных поездках;

стимулирование массового оснащения ТС бортовыми телематическими терминалами и добровольного их подключения водителями к КИТС;

расширение возможностей и повышение эффективности экстренного реагирования на аварии автотранспортных средств;

увеличение глубины обработки собираемой информации, создание автоматизированной системы управления транспортным процессом, хранения и анализа данных о движении ТС.

Основными результатами второго этапа СЧ НИР являются:

Технологии навигационно-информационного обеспечения (на основе технологий ГЛОНАСС), повышающие эффективность функционирования комплексных ИТС в транспортном комплексе Российской Федерации.

Сферы деятельности, в которых планируется использовать результаты работы

Полученные в ходе выполнения НИР результаты могут быть использованы:

-  при выполнении ОКР «Исследование-ИТС» по созданию опытного образца комплексной интеллектуальной транспортной системы, функционирующей на базе использования технологий ГЛОНАСС.

-  при задании и выполнении работ по внедрению комплексных интеллектуальных транспортных систем, функционирующих на базе использования технологий ГЛОНАСС в регионах Российской Федерации.


8. "Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта)"

Документы

Процесс формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом напрямую связан с задачами, которые должны быть решены для обеспечения качественных и безопасных перевозок пассажиров.

Первая задача
– организация транспортного обслуживания населения
– прерогатива органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Вторая задача
– выпуск необходимого количества и типажа транспортных средств на маршруты
– решается перевозчиками различных форм собственности.

Третья задача
– установление стоимости проезда пассажиров (тарифа), соответствующего платежным возможностям населения

– прерогатива органов исполнительной власти субъектов РФ, либо, при наличии соответствующего делегирования полномочий,
– органов местного самоуправления.

В настоящий момент решение этих задач происходит нескоординированно между органами власти субъекта РФ, муниципалитета и перевозчиками. Нередко установление величин тарифов на перевозки является полномочием субъектов РФ, а планирование маршрутной сети и расписаний движения с учётом их типажа – полномочием муниципальных органов; при этом полномочия по финансированию «выпадающих» доходов, возникающих при превышении расходов на перевозки над величиной тарифа, перекладываются с одного уровня властной системы на другой, и, в итоге, ответственность за финансирование перевозок размывается.

Это приводит к финансовым проблемам автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
По данным Минтранса России и Росстата, величина убытков крупных и средних организаций пассажирского транспорта в 2011 г. (до налогообложения) составила 5751 млн. рублей.
Основная цель «Методических рекомендаций» расчёт величин доходов перевозчиков и бюджетного финансирования, обеспечивающих стабильную и прибыльную деятельность перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров.

Достижение данной цели предполагает внедрение механизма формирования доходов, которые перевозчики должны получать за выполненную работу – выпуск необходимого количества и типажа транспортных средств на маршруты.
Доходы перевозчика должны полностью покрывать экономически обоснованные расходы на перевозки и обеспечивать возможность получения прибыли, достаточной для экономически устойчивой деятельности перевозчика и своевременного обновления транспортных средств.

Настоящие «Методические рекомендации» решают задачи определения величин экономически обоснованных расходов на перевозки и прибыли, достаточной
для экономически устойчивой деятельности перевозчика и своевременного обновления транспортных средств.

Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта)


9. Разработка Проекта технического регламента таможенного союза "О безопасности легкого рельсового транспорта, трамваев"

На основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г, ОАО "НИИАТ" разработал проект технического регламента. Он устанавливает требования к легкорельсовым транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на территории государств – членов Таможенного союза. Техническое регулирование в отношении легкорельсовых транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.

Требования настоящего технического регламента гармонизированы с требованиями европейских норм безопасности ЛТС и их компонентов. В технический регламент включены также требования, выполнение которых связано с обеспечением безопасности транспортных средств в условиях эксплуатации, характерных для государств-членов Евразийского экономического сообщества. Основой для установления указанных требований стали национальные стандарты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

По процедурным вопросам технический регламент гармонизирован с положениями нормативных актов и стандартов Европейского Союза.

Последовательная адаптация требований безопасности к техническому прогрессу, в конечном итоге, должна привести к постепенной реструктуризации парка ЛТС, что позволит снизить риски происшествий вследствие несовершенства или отсутствия отдельных элементов конструкции. Выполнение установленных техническим регламентом требований позволит обеспечить снижение рисков возникновения происшествий, а также тяжести их последствий для водителей и пассажиров легкорельсовых транспортных средств, а также для пешеходов.

Презентация проекта

Пояснительная записка проекта


10. Разработка предложений по комплексу мер, направленных на создание условий для поэтапного обновления парка транспортных средств общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб автомобилями, работающими на газомоторном топливе, и стимулирования развития соответствующей инфраструктуры (1 этап).

Вопросы применения природного газа в качестве моторного топлива – это не только вопросы экологии и экономики, но и вопросы национальной безопасности. Это связано со снижением зависимости от поставок сырой нефти из нестабильных регионов.

Первое десятилетие текущего столетия подтвердило прогнозы ведущих мировых аналитиков в части развития использования газомоторного топлива на автомобильном транспорте. Мировой парк автомобилей на природном газе за этот период увеличился в 12 раз: с 1 миллиона до 12 миллионов (слайд 2).

Для подготовки предложений в комплексный план действий по расширению использования газомоторного топлива Минтранс России поручил ОАО «НИИАТ» провести системное исследование по составу парка автотранспортных средств в России и в региональном разрезе. Результаты исследований приведены на слайдах 7-12.

Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 767-р «О регулировании отношений сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива» по поручению Минтранса РФ ОАО «НИИАТ» разработаны предложения по комплексу мер, направленных на создание условий для поэтапного обновления парка транспортных средств общественного автомобильного транспорта и коммунальной техники, которые легли в основу «Комплексного плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве газомоторного топлива», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.11.2013 г. № 6819п-П90» (слайды 16 -22)

Перечень разработки и внесения изменений в нормативные акты РФ представлен на слайде 23.

Этапы реализации программы субсидирования из федерального бюджетазакупки газомоторных автобусов на условиях софинансирования для регионов показаны на слайдах 24-25.

Доклад – защита выполненной работы заведующей Научно-исследовательским отделом «Конструктивная и эксплуатационная безопасность автотранспортных средств» Анны Сироткиной

Презентация работы


11. "Проект Концепции транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России"

В 2010-ом году Россия получила право на проведение Кубка конфедераций 2017-ого года и Чемпионата Мира по футболу 2018-ого года. Согласно пункту 11.3.2 «Предоставление плана организации перевозок» Главы 11 Заявочной книги Российской Федерации раздела «Транспорт» Комитет «Россия 2018» обязуется не позднее 1 июля 2016 года предоставить подробный комплексный План организации перевозок и парковки на весь срок проведения Чемпионата мира FIFA, включая соревнования и мероприятия, связанные с ними.

Особенностями проведения ЧМ по футболу в России считаются большое количество городов (11), максимальное расстояние между которыми составляет 3000 км, большое количество стадионов (12). Организаторы планируют реализовать приблизительно 3,1 млн. билетов на стадионы, планируется размещение «фан-зон» на центральных площадях принимающих соревнования городов, а также в 20 крупных городах Европейской части страны, Урала и Сибири.

Все эти задачи возможно реализовать, четко спрогнозировав и спланировав транспортные потоки и нагрузку на все виды транспорта в период проведения состязаний. В основу базовых принципов транспортной концепции легло

- Обеспечение устойчивого, эффективного, безопасного и комфортного перемещения всех участников и гостей соревнований с учетом требуемого уровня сервиса для различных клиентских групп

- Создание гармоничной (сбалансированной) транспортной системы, в которой основной объем пассажирских перевозок обеспечивается общественным транспортом

- Соблюдение требований по обеспечению экологической безопасности и доступной среды на транспорте для лиц с ограниченной подвижностью

- Обеспечение транспортному комплексу Российской Федерации эффективного наследия после завершения футбольных турниров

Презентация Проекта Концепции

Титульный лист концепции


12. ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства»

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 48, п. 12, пп. 10), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а так же требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

Основные положения настоящего документа распространяются также на пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы через трамвайные пути и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).

Распоряжение Руководителя РОСАВТОДОР

"Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства"

Отзыв Вице-президента ВОС Лидии Абрамовой


13. Комплексная схема организации дорожного движения в городском округе города Воронеж. 

В целях создания условий для обеспечения безопасности дорожного движения, повышения эффективности и устойчивости функционирования дорожно-транспортного комплекса в границах городского округа город Воронеж, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Уставом городского округа город Воронеж, принятым постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I, администрация городского округа город Воронеж утвердила  Комплексную схему организации дорожного движения в городском округе город Воронеж, разработанную сотрудниками Научно-исследовательского отдела «Организация перевозок пассажиров и развитие транспортной инфраструктуры»

Постановление Администрации городского округа города Воронеж Воронежской области «Об утверждении Комплексной схемы организации дорожного движения в городском округе город Воронеж» от 24 июня 2013 г. № 572

Презентация проекта, этап 4


14. ГОСТ Р 54942 —2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (Приказ Росстандарта от 23 июля 2012 г. №200-ст).

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден разработанный в ОАО «НИИАТ» национальный стандарт ГОСТ Р 54942 —2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (Приказ Росстандарта от 23 июля 2012 г. № 200-ст). Стандарт устанавливает нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей (оксида углерода и углеводородов), коэффициента избытка воздуха, требования к техническому состоянию систем двигателя, а также методы контроля при оценке технического состояния. Стандарт внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Автомобильный и городской электрический транспорт», разработан взамен ГОСТ Р 17.2.02.06-99, вступил в действие с 01 марта 2013 года.


15. Разработка моделей создания единого транспортного пространства для инвалидов и других маломобильных групп населения и подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам создания доступной средыдля инвалидов на транспорте в связи с ратификацией Российской Федерацией конвенции о правах инвалидов

Этап 1

Обоснование требований к изменению и дополнению нормативно-правовой базы Российской Федерации в части вопросов создания доступной среды на транспорте для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с принципами Конвенции о правах инвалидов
(Государственный контракт № РТМ – 107/12 от 23.11.2012 г.)

Цель НИР - подготовка научно обоснованных предложений по созданию модели единого транспортного пространства для инвалидов и других маломобильных групп населения и внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам создания доступной среды для инвалидов на транспорте.

Объектом исследования являются механизмы нормативного правового регулирования, направленные на создание безбарьерной среды на транспорте для инвалидов и других МГН.

Предметом исследования на первом этапе являются:

- отечественная и зарубежная нормативная правовая база в сфере создания условий для обеспечения безбарьерной среды для инвалидов и других МГН на транспорте

- оценка соответствия российского законодательства положениям Конвенции ООН о правах инвалидов в связи с ее ратификацией Российской Федерацией

Презентация проекта

Этап 2 (заключительный)

Разработка предложений и проектов нормативных актов по внесению изменений и дополнений в  нормативно-правовые акты  Российской Федерации в части вопросов создания доступной среды на транспорте для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с принципами Конвенции о правах инвалидов

Задачи 2-ого этапа:

Разработка структурной модели единого транспортного пространства для ИМГН и внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам создания доступной среды для инвалидов на транспорте на основе механизмов нормативного правового регулирования деятельности транспортных предприятий.

Разработка предложений по изменению  и дополнению  нормативных правовых актов Российской Федерации по регулированию вопросов формирования доступной среды на транспорте для ИМГН в соответствии с принципами Конвенции о правах инвалидов.

Разработка предложений по взаимодействию Министерства транспорта РФ и общественных организаций инвалидов в целях совершенствования нормативного правового регулирования формирования доступной среды на транспорте для ИМГН.

Формирование механизмов нормативного правового регулирования деятельности транспортных предприятий, направленной на формирование беспрепятственного доступа ИМГН для пользования всеми видами транспорта и объектами транспортной инфраструктуры.

Презентация 2-ого этапа


16. Основные направления государственного регулирования в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем

В  результате выполнения научно-исследовательской работы разработаны основные направления государственного регулирования в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем. Они одобрены Постановлением № 3 от 24.10.2012 заседания расширенной коллегии под председательством Министра транспорта РФ М.Ю. Соколова.


17. Информационно-методическое обеспечение расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств

В результате выполнения научно-исследовательской работы разработан проект Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации «О порядке формирования и распространения информационного обеспечения для расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», которым в целях организации выполнения функций по установлению порядка формирования и распространения информационного обеспечения для расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».


18. Разработка научно обоснованных предложений по структуре и содержанию проекта правил технической эксплуатации газобалонных автотранспортных средств

ОАО «НИИАТ» совместно с Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ разработан Проект «Правил  технической эксплуатации газобаллонных автотранспортных средств» с учетом отечественного и мирового опыта эксплуатации подвижного состава, использующего в качестве моторного топлива газ, и действующего нормативного регулирования в этой сфере.


19. Разработка научно обоснованных предложений по структуре и содержанию правил оказания услуг при установке газобалонного оборудования на автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации

ОАО «НИИАТ» совместно с Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ разработан Проект «Правил оказания услуг при установке газобаллонного оборудования на автотранспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации» с учетом европейского и отечественного опыта оказания услуг по установке газобаллонного оборудования на автотранспортные средства и   действующего правового и нормативного регулирования в этой сфере.


20. Проект правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

В соответствии с решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (протокол № 2 от 17 июня 2009 года) ОАО «НИИАТ» совместно с Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ был разработан Проект «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В 2011 году проект пассажирских Правил был отредактирован на основе принятого Минтрансом РФ решения об утверждении нормативного документа без приложений. Каждое из приложений, после утверждения Правительством РФ пассажирских Правил, должно утверждаться в виде отдельного документа приказом Минтранса РФ.

По результатам проведенной апробации со специалистами с юридическим образованием в проект пассажирских Правил были внесены редакционные изменения уточняющие направленность основных задач и требований, устанавливаемых разрабатываемым проектом пассажирских Правил. Разработаны предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с целью наделения Правительства РФ полномочиями по утверждению разработанных Правил.


21. Проект правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом

В 2011 году осуществлена апробация разработанной ранее редакции «Правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом».По ее результатам было осуществлено внесение изменений и дополнений в текст грузовых Правил.

Разработанные проекты «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и «Правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом»должны заменить действовавшее до января 2011 г. положение «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденное приказом Минтранса России от 9 марта 1995 г. N 27, отменено приказом Минтранса России от 25 января 2011 г. № 18.

Национальный стандарт ГОСТ Р 54283-2010 «Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив, находящихся в обращении на территории Российской Федерации» (дата введения 01.07.2011)

Единое обозначение автомобильных топлив предназначено для применения производителями топлив, организациями и предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю, а также в целях информирования потребителей.


22. Проект концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортной отрасли

В Концепции проанализировано современное состояние и проблемы в области энергоемкости, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортной отрасли РФ, проведен анализ мирового опыта реализации программ в области повышения энергоэффективности в транспортной отрасли. Концепция содержит основные направления решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, городском электрическом транспорте, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте.

Определены целевые показатели снижения энергоемкости транспорта, предложен план мероприятий по повышению энергоэффективности транспорта.


23. Научно-аналитический доклад «Влияние автодорожного комплекса РФ на окружающую среду» за 2010 год.

В докладе дана оценка негативного воздействия автодорожного комплекса на окружающую среду, включающая динамику валовых выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов за последние 10 лет, оценку образования отходов автодорожного комплекса и обращения с ними, динамику изменения качества товарного моторного топлива, оценку объемов потребления противогололедных реагентов для борьбы с зимними видами скользкости, а также проанализированы мероприятия по охране окружающей среды от негативного воздействия автодорожного комплекса и определены основные направления повышения экологической безопасности функционирования автодорожного комплекса. Аналитические материалы по оценке экологической безопасности автодорожного комплекса включены в раздел «Транспорт» государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2010 году».


24. «Научно-методические рекомендации по выработке подходов к обеспечению экологической безопасности объектов транспортного комплекса с учетом международных требований»

 В работе проанализирована специфика обеспечения экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры в Российской Федерации по видам транспорта и мировой опыт в сфере обеспечения экологической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также нормативно-правовые документы Российской Федерации в этой области. Разработан проект Концепции экологической безопасности транспортного комплекса. Разработан проект плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности по отраслям транспортного комплекса.


25. «Разработка предложений по подготовке проекта государственной стратегии в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем»

В работе представлен проект государственной Стратегии в области организации дорожного движения (ОДД) и сбалансированного развития территориальных транспортных систем, включающий комплексный анализ проблемной ситуации в сфере ОДД и развития территориальных транспортных систем, дорожной деятельности и территориального транспортного планирования, цели и принципы государственной Стратегии, описание практического инструментария и направлений по совершенствованию правового регулирования, государственного управления и научно-методического обеспечения в указанных сферах деятельности. В работе также даны предложения по механизмам реализации Стратегии, и план мероприятий, направленных на повышение пропускной способности сетей автомобильных дорог всех уровней, включая городские улично-дорожные сети.


26. «Предложения по концептуальным положениям проекта официального документа «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В работе представлены научно-обоснованные предложения по концептуальным положениям и структуре проекта официального документа «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», выполненные на основе анализа действующей в РФ правовой базы в сфере ОДД и смежных областях деятельности, анализа правового регулирования по основным направлениям организации дорожного движения и сопоставительного анализа российского и зарубежного законодательства.Работа выполнена совместно с ЗАО «Консалтинговая группа ЮСТИЦИНФОРМ», а также специалистами АНО «НИИ Государствоведения и местного самоуправления» и ГУП "Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы".


27. «Разработка концепции и программы мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге, в том числе по созданию и обустройству велосипедных дорожек»

В научно-исследовательской работе проанализировано современное состояние и проблемы в области развития велосипедного транспорта в Санкт-Петербурге, проведен анализ мирового опыта реализации программ в области развития велосипедного транспорта, разработана концепция развития велосипедного транспорта в Санкт-Петербурге, разработана программа мероприятий по поэтапной реализации данной концепции. Работа выполнена совместно c ООО «Центральный научно-исследовательский институт проектирования велосипедного транспорта им. М. Валфиуса», ООО «Агентство Экспертиза» и с членами клуба «ВелоПитер».


28. «Научные исследования в сфере регулирования экологических характеристик автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации»

Работа направлена на гармонизацию нормативной базы контроля технического состояния автотранспортных средств по экологическим показателям с современными европейскими стандартами.

В рамках работы разработаны проекты стандартов:

1. ГОСТ Р Автотранспортные средства, оснащенные газовыми двигателями с принудительным зажиганием. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.

2. Проект изменений в ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами.

3. Проект изменений в ГОСТ 52160-2004 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов.


29. «Обследование пассажирских потоков общественного транспорта г. Красноярска с дальнейшей разработкой стандарта качества обслуживания населения города пассажирским транспортом общего пользования»

В рамках работы проведено сплошное обследование пассажирских потоков на всех видах городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, позволившее выявить основные пассажирские потоки и корреспонденции населения и определить технико-эксплуатационные показатели работы отдельных маршрутов и маршрутной сети. На основе полученных результатов выполнена оценка качества обслуживания пассажиров и разработаны предложения по совершенствованию деятельности пассажирского транспорта общего пользования. Впервые разработан стандарт качества обслуживания населения городским пассажирским транспортом общего пользования (проект), являющийся составной частью нормативной правовой базы муниципального образования, содержащий требования к организации, осуществлению и контролю деятельности в сфере транспортного обслуживания населения города Красноярска.


30. «Разработка комплексной схемы организации дорожного движения в городском округе г. Воронеж»

В 2011 году выполнены работы по формированию базы исходных данных для разработки комплексной схемы организации дорожного движения, включающие: исследования нормативных правовых и нормативно-технических документов, комплексные обследования транспортных, пешеходных и пассажирских потоков, обследование дислокации технических средств организации дорожного движения и основных параметров объектов транспортной инфраструктуры, специальные обследования «узких» и опасных мест. Осуществлен анализ выявленных проблем, на основании которого разработаны первоочередные предложения по совершенствованию организации дорожного движения на некоторых участках улично-дорожной сети городского округа город Воронеж. По результатам обследований, проведенных с использованием современных средств мониторинга транспортной инфраструктуры, в рамках первых двух этапов НИР разработаны:

1. Схема организации дорожного движения в городском округе город Воронеж в электронном виде.

2. Топографическая схема очагов аварийности.

3. Технический паспорт улично-дорожной сети городского округа город Воронеж в электронном виде.

4. Технические паспорта дислокации технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков и светофорных объектов в электронном виде.

5. Технические паспорта остановочных и конечных пунктов городского пассажирского транспорта в электронном виде, включающие результаты фотофиксации этих объектов и их параметров.


31. «ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ ОЦЕНКИ ВАЛОВЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА)»

 

(Государственный контракт № 0604-24/14 от 18 июня 2014г.)

 

Научно-исследовательская работа началась в 2014 году, завершилась 2016 году.

В 2014 году в процессе выполнения работы были получены данные об объеме выбросов загрязняющих веществ АТС в городе Москве, в том числе для различных городских магистралей и типов АТС, в 2011 и 2014 годах. На основе этих данных проведена оценка вклада автомобильного транспорта в валовые выбросы загрязняющих веществ в городе Москве, что позволило обосновывать необходимость реализации приоритетных мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха в городе.

В 2015 году в рамках работы проведен сбор и анализ исходных данных для прогноза выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в городе Москве на период 2015-2030 годы.

При прогнозировании выбросов учитывались следующие факторы:

-              модель спроса на передвижение в рамках транспортной системы г. Москвы;

-              планы развития улично-дорожной сети;

-              требования технических регламентов к выбросам загрязняющих веществ от выпускаемых в обращение и находящихся в эксплуатации автотранспортных средств, к качеству моторных топлив;

-              перспективы развития парка гибридных автомобилей и электромобилей в г. Москве;

-              изменение численности и структуры автопарка по типам автотранспорта и экологическим классам с учетом наличия/отсутствия мер стимулирования обновления автопарка на федеральном и региональном уровне;

-              экологические требования к автотранспортным средствам различных типов, въезжающим на различные территории города Москвы.

Также были проведены прогнозные расчеты массы выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов на период 2015-2030 годы.

Дополнительно к Техническому заданию выполнены расчеты выброса загрязняющих веществ по расчетной методике, используемой Росприроднадзором, и исходным данным, представленным Заказчиком, в 2014 и 2015 годах.

В 2016 году были выполнены следующие работы:

-              сформирована база исходных данных по составу, интенсивности движения, средним скоростям транспортных потоков по улично-дорожной сети города Москвы в 2016 году, на основании которой определены профили интенсивности движения транспортных потоков для базовых участков каждой из категорий уличной сети согласно МТСН 1.01-99, входящей в опорную улично-дорожную сеть;

-              актуализирована методика прогнозирования структуры парка АТС в г. Москве по типу АТС, их экологическому классу, виду и экологическому классу используемого моторного топлива;

-              определена структура парка АТС в г. Москве по типу АТС, их экологическому классу, виду и экологическому классу используемого моторного топлива в 2016 году;

-              установлена временная и пространственная закономерность формирования заторов на опорной улично-дорожной сети.

Также были проведены расчеты объема выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов от автомобильного транспорта по участкам улично-дорожной сети города Москвы.

Расчет выбросов загрязняющих веществ проводился по детализированной расчетной схеме при движении АТС по городским улицам и дорогам с учетом характеристик транспортных потоков, а также при пуске и прогреве двигателя АТС после стоянки.

Результаты расчета выбросов были структурированы по следующим направлениям:

-              выбросы транспортных потоков по различным участкам улично-дорожной сети с выделением вклада легковых автомобилей, грузовых до 3,5 тонн и грузовых более 3,5 тонн (для МКАД – также с выделением грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн), автобусов;

-              валовые выбросы от АТС различных типов (легковые, грузовые полной массой до 3,5 тонн, более 3,5 тонн, автобусы полной массой более 3,5 тонн) с подразделением на виды моторных топлив (бензин, ДТ, СПГ и др.);

-              валовые выбросы от АТС с бензиновыми двигателями и дизельными двигателями (в подразделении на типы АТС).

Алгоритм расчетов, реализуемый при проведении исследований, представлен в виде блок-схемы, показанной на рисунке 1. 

Презентация



 32. «РАЗРАБОТКА НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

(Государственный контракт № 16/5/3/01 от 01 июня 2016г.)

 

 Объектом исследования в рамках настоящей научно-исследовательской работы являются организация движения транспортных и пешеходных потоков на автомобильных дорогах и улично-дорожных сетях поселений.

В работе проведен анализ мирового опыта развития системы оценки показателей оценки эффективности и качества организации дорожного движения. Показаны основные тенденции развития этих показателей. Исследованы свойства показателей, условия их применения как на сетевом уровне, так и для элементов улично-дорожной сети. Установлены нормативные (допустимые и критические) значения показателей для различных условий и категорий объектов дорожной инфраструктуры.

Проведен анализ основных нормативных и методических документов, регулирующих планирование и проектирование в области организации дорожного движения, градостроительного планирования и дорожной деятельности. Подготовлены предложения по внесению в нормативную базу изменений, устанавливающих требования к показателям эффективности ОДД и обеспечивающих учет этих требований на всех этапах градостроительной и дорожной деятельности.



33. «РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОДПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ» В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА»

 

(Договор № 06-10/16 от 27.10.2016г.)

 

В процессе выполнения научно-исследовательской работы представлены следующие материалы:

-  результаты анализа существующего уровня доступности транспортных услуг в сфере автомобильного и городского электрического транспорта для инвалидов в Российской Федерации, содержащий выводы по основным проблемам, сдерживающим транспортную подвижность людей с ограниченными возможностями;

- предложения по основным приоритетам государственной политики в сфере обеспечения доступности транспортных услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте для инвалидов в Российской Федерации;

- предложения по целям, задачам и целевым показателям (индикаторам) достижения цели и решения задач подпрограммы в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- предложения по срокам, этапам реализации и ожидаемым результатам подпрограммы в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- предложения по перечню мероприятий подпрограммы в привязке к ее целям, задачам и целевым показателям (индикаторам) в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- расчет необходимого объема финансового обеспечения мероприятий подпрограммы с предложениями по источникам финансирования с разбивкой по годам в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- предложения по мерам государственного регулирования при реализации подпрограммы в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- предложения по использованию механизмов государственно-частного партнерства для реализации мероприятий подпрограммы в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- результаты анализа социальных, финансово-экономических и иных рисков реализации подпрограммы с описанием мер управления рисками в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- предложения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) подпрограммы в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте;

- приложения к подпрограмме в сфере услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте.

Результаты НИР рекомендуются для использования при подготовке общеотраслевой подпрограммы по обеспечению доступности для инвалидов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Презентация

Партнеры ОАО «НИИАТ»