EN
EN

Заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева дала комментарии межотраслевому журналу навигационных технологий «Вестник ГЛОНАСС»

15 июня 2023

За достаточно короткое время про­изошло главное качественное изме­нение, которое стало катализатором развития ИТС в субъектах России – в регионах стали появляться свои школы компетенции, сформировался кадровый резерв. На данную особен­ность указал Президент Ассоциации транспортных инженеров, заведую­щий кафедрой «Организация и без­опасность движения, интеллектуаль­ные транспортные системы» МАДИ, профессор Султан Жанказиев.

«Первоначально была большая проблема общения с регионами – на той стороне люди с разным бэкграун­дом, которым давали полномочия, не обладали достаточными компетен­циями. Внедрение ИТС обозначило необходимость формирования уни­версальных компетенций, на старте их в регионе не было, поэтому, когда прошло время, стало понятно, что единственный залог успеха – фор­мирование в регионах своих квали­фикационных школ, в которых су­ществует как минимум понимание того, что такое ИТС первого, второго, третьего и четвёртого поколения. С этого момента мы видим резкий рост правильных постановок задач, правильного описания технического задания, правильного формирования заявок на предоставление средств, доведение этих средств, правильно­го участия в публичных профессио­нальных мероприятиях, на которых этих людей обучали и повышали их квалификацию», – отметил эксперт.

По его словам, качественный пере­ход в кадровом составе был осущест­влён в первой половине 2022 года. Именно этим можно объяснить хоро­шую динамику внедрения ИТС в ре­гионах в последнее время.

Заведующая научно-исследова­тельским отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева также отметила, что внедрение ИТС в субъектах Рос­сии идёт «достаточно бодро». Со­ гласно информации Федерального дорожного агентства, в 2022 году 18 агломераций приступили к участию в федеральном проекте «Общеси­стемные меры развития дорожного хозяйства» впервые.

Но, как уточнила эксперт, вместе с тем, речь не всегда идёт о комплекс­ном подходе, который включает в себя все возможные подсистемы от АСУДД до автоматического подсчёта пасса­жиров на транспорте общего поль­зования. Иногда мероприятия вне­дрения ИТС ограничиваются лишь точечными установками отдельных элементов системы.

В то же время, согласно прогнозам Федерального дорожного агентства, к 2024 году планируется завершение внедрения ИТС в 27 агломерациях. Однако, согласно итоговому докладу Росавтодора за 2022 год, из 22 агло­мераций, начавших внедрение в 2020 году, до сих пор ни одна не за­вершила работы. Таким образом, если они будут завершены в течение этого года, то при тех же темпах реализа­ция всех мероприятий завершится лишь к 2029 году. «Соответственно, пока точно нельзя сказать об опере­жающих темпах внедрения – к сожа­лению, есть объективные сложности на всех этапах», – отметила Татьяна Михеева.

Стоит отметить, что приступившие до 2021 года к внедрению ИТС реги­оны действовали без документально закреплённых стандартов. Сейчас идёт активное формирование нор­мативной базы интеллектуальной до­рожной инфраструктуры.

Как указала Татьяна Михеева, в насто­ящее время в процессе разработ­ки и утверждения находится пакет национальных стандартов Россий­ской Федерации «Интеллектуальные транспортные системы» (сейчас они утверждены в качестве предвари­тельного стандарта). Также для по­лучения федеральных средств на внедрение ИТС регионами России существуют методические рекомен­дации по разработке заявок, в кото­рых приведены требования по струк­туре и функциональности систем. Однако стандартизации решений в этом документе нет.

«К сожалению, в настоящий момент решения в ИТС достаточно разроз­ненны и, несмотря на наличие не­скольких крупных интеграторов, всё равно можно видеть разные подходы к развёртыванию систем и подсистем, из-за чего возникают проблемы с бес­шовностью и однородностью данных и пресловутый «зоопарк решений». Внедрение единой стандартизации, конечно, должно поспособствовать улучшению ситуации», – подчеркну­ла собеседница журнала.

Ознакомиться с журналом можно по ссылке