За достаточно короткое время произошло главное качественное изменение, которое стало катализатором развития ИТС в субъектах России – в регионах стали появляться свои школы компетенции, сформировался кадровый резерв. На данную особенность указал Президент Ассоциации транспортных инженеров, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, профессор Султан Жанказиев.
«Первоначально была большая проблема общения с регионами – на той стороне люди с разным бэкграундом, которым давали полномочия, не обладали достаточными компетенциями. Внедрение ИТС обозначило необходимость формирования универсальных компетенций, на старте их в регионе не было, поэтому, когда прошло время, стало понятно, что единственный залог успеха – формирование в регионах своих квалификационных школ, в которых существует как минимум понимание того, что такое ИТС первого, второго, третьего и четвёртого поколения. С этого момента мы видим резкий рост правильных постановок задач, правильного описания технического задания, правильного формирования заявок на предоставление средств, доведение этих средств, правильного участия в публичных профессиональных мероприятиях, на которых этих людей обучали и повышали их квалификацию», – отметил эксперт.
По его словам, качественный переход в кадровом составе был осуществлён в первой половине 2022 года. Именно этим можно объяснить хорошую динамику внедрения ИТС в регионах в последнее время.
Заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева также отметила, что внедрение ИТС в субъектах России идёт «достаточно бодро». Со гласно информации Федерального дорожного агентства, в 2022 году 18 агломераций приступили к участию в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» впервые.
Но, как уточнила эксперт, вместе с тем, речь не всегда идёт о комплексном подходе, который включает в себя все возможные подсистемы от АСУДД до автоматического подсчёта пассажиров на транспорте общего пользования. Иногда мероприятия внедрения ИТС ограничиваются лишь точечными установками отдельных элементов системы.
В то же время, согласно прогнозам Федерального дорожного агентства, к 2024 году планируется завершение внедрения ИТС в 27 агломерациях. Однако, согласно итоговому докладу Росавтодора за 2022 год, из 22 агломераций, начавших внедрение в 2020 году, до сих пор ни одна не завершила работы. Таким образом, если они будут завершены в течение этого года, то при тех же темпах реализация всех мероприятий завершится лишь к 2029 году. «Соответственно, пока точно нельзя сказать об опережающих темпах внедрения – к сожалению, есть объективные сложности на всех этапах», – отметила Татьяна Михеева.
Стоит отметить, что приступившие до 2021 года к внедрению ИТС регионы действовали без документально закреплённых стандартов. Сейчас идёт активное формирование нормативной базы интеллектуальной дорожной инфраструктуры.
Как указала Татьяна Михеева, в настоящее время в процессе разработки и утверждения находится пакет национальных стандартов Российской Федерации «Интеллектуальные транспортные системы» (сейчас они утверждены в качестве предварительного стандарта). Также для получения федеральных средств на внедрение ИТС регионами России существуют методические рекомендации по разработке заявок, в которых приведены требования по структуре и функциональности систем. Однако стандартизации решений в этом документе нет.
«К сожалению, в настоящий момент решения в ИТС достаточно разрозненны и, несмотря на наличие нескольких крупных интеграторов, всё равно можно видеть разные подходы к развёртыванию систем и подсистем, из-за чего возникают проблемы с бесшовностью и однородностью данных и пресловутый «зоопарк решений». Внедрение единой стандартизации, конечно, должно поспособствовать улучшению ситуации», – подчеркнула собеседница журнала.
Ознакомиться с журналом можно по ссылке