В Париже прошла торжественная встреча руководителей и членов Европейской Комиссии Министров Транспорта. Шестьдесят лет назад, 17 октября 1953 года, министры из 16 европейских стран собрались в Брюсселе (Бельгия) для создания Европейской конференции министров транспорта. ЕКМТ, как теперь стала широко известна аббревиатура, по замыслу ее основателей, должна являться органом, отвечающим за "процедуры, согласно которым могут быть приняты эффективные меры по координации и оптимизации европейских транспортных путей международного значения». Сегодня ЕКМТ - это форум сотрудничества Министров транспорта по вопросам политики, относящимся к сектору внутреннего транспорта. На нем Министры могут открыто обсуждать текущие проблемы и выработать совместные подходы с целью обеспечения рационального развития и лучшего применения европейских транспортных систем международного значения.
СПРАВКА: Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ) создана на основе Протокола, подписанного в Брюсселе 17 октября 1953 года и вступившего в силу 31 декабря 1953 года.
ЕКМТ организована для предоставления органам, ответственным за принятие решений по транспортной политике, необходимых основ для обмена идеями путем обмена информацией и прямых консультаций в области железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Она объединяет 40 полных членов, 6 ассоциированных и 2 наблюдателя: Австрия, Албания, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Республика Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция, Швейцария и Эстония. Ассоциированными членами Организации являются Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Япония. Статус наблюдателя имеют Армения и Марокко. Рассматривается вопрос о приеме Республики Корея в ЕКМТ в качестве ассоциированного члена. Республика Узбекистан изъявила желание получить статус страны-наблюдателя.
Основными целями ЕКМТ являются:
· добиваться во всеобщем и региональном масштабе максимального использования и рационального развития европейского внутреннего транспорта международного значения;
· координировать и содействовать деятельности международных организаций, занимающихся европейским внутренним транспортом.
Штаб-квартира ЕКМТ - Франция, Париж, здание Организаций экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).
Главный орган ЕКМТ - Совет министров, состоящий из министров, ответственных за внутренний транспорт в составе правительств соответствующих стран.
Председатель Совета избирается сроком на 1 год; два заместителя Председателя замещают его, чередуясь. Совет делает свои заключения по проектам резолюций (постановлений, докладов), представляемых Комитетом Заместителей, который состоит из высших чиновников, представляющих министров. Комитет проводит 5-6 заседаний в год, подготавливая документы для Совета готовит заседания Совета; рассматривает вопросы, которые поручены ему Советом; информирует Совет о мерах, принятых в разных странах по осуществлению решений Конференции.
Руководящий орган ЕКМТ - Секретариат состоит из двух отделов:
· политики конференций;
· экономических исследований.
Руководит отделами Генеральный секретарь. Секретариат административно подчиняется ОЭСР, которая определяет численность штата и обеспечивает Секретариат необходимыми средствами. Функционально Секретариат не зависит от ОЭСР и координирует проведение исследовательских работ и подготовку докладов, как организатор рабочих групп, а также представляет ЕКМТ на международных форумах.
Доклады, представляемые Совету, обычно содержат проекты решений, связанных с принятием резолюций (постановлений); одобрением рекомендаций и заключительных документов; договорами, открытыми для подписания и ратификации заинтересованными государствами.
Принятие резолюций - наиболее распространенная форма решений. Принцип принятия решений большинством голосов не применяется: резолюция может быть принята некоторыми странами, при этом остальные могут записать соответствующие оговорки по ним. Страны, принявшие резолюцию с оговорками, могут их снять в любое время и присоединиться к решению.
Постоянные органы:
· Комитет по безопасности дорожного движения;
· Комитет по дорожному движению, маркировке и сигнализации;
· Координационная группа по вопросам городского транспорта;
· Группа по вопросам комбинированного транспорта;
· Группа статистики;
· Группа стран Европейского Сообщества;
· Комитет экономических исследований;
· Группа по руководству (документация).
Существую также органы, предназначенные для изучения некоторых специфических вопросов (группы Ад хог):
· техническая группа гармонизации и либерализации;
· группа по международным инвестициям для создания и развития транспортной инфраструктуры;
· группа по транспортным компьютерным технологиям и телекоммуникации;
· группа по вопросам инвалидов;
· группа по организации рынка для международного автомобильного транспорта.
Рабочие группы экспертов, организованные на постоянной или временной основе, осуществляют деятельность по направлениям:
1) интеграция новых членов;
2) транспорт и окружающая среда;
3) тенденции развития и инвестиции в транспортную инфраструктуру;
4) транспорт для людей с ограниченной подвижностью;
5) экономические исследования;
6) автомобильный транспорт;
7) безопасность на транспорте;
8) железнодорожный транспорт;
9) комбинированный транспорт;
10) городской транспорт;
11) борьба с преступностью на транспорте;
12) финансовые и фискальные вопросы транспорта.
Рабочие группы при необходимости организуют семинары, круглые столы или симпозиумы для обсуждения вопросов, требующих определения мнения более широкого круга специалистов.
ЕКМТ взаимодействует более чем с 25 международными организациями, среди которых Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский союз (ЕС), финансовые и профессиональные организации.
В своей работе ЕКМТ активно использует для информации участников Интернет (www.oecd.org/cem).