Отдел проблем подготовки водителей автотранспортных средств ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» завершил работу по 2-му этапу исследований, направленных на совершенствование системы подготовки и непрерывного повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования автомобильного транспорта. Работа одобрена Министерством транспорта РФ, отмечено, что ее результаты представляют, как теоретическую, так и практическую пользу.
«Не секрет, что от уровня профессиональной квалификации специалистов по обеспечению безопасности дорожного движения, от должной мотивации их деятельности, существенно зависят показатели аварийности автотранспортных организаций (АТО). – делится заведующий отделом проблем подготовки водителей автотранспортных средств ОАО «НИИАТ» Олег Съедин. – Инженеры-специалисты, отвечающие за готовность персонала и техники безопасно осуществлять перевозку пассажиров или грузов, сейчас есть далеко не на всех предприятиях, как мы выяснили в рамках нашего исследования».
В рамках выполнения работы было проведено социологическое исследование деятельности 178 АТО различных форм собственности с участием достоверной выборки экспертов. Около 200 респондентов, имеющих различный опыт практической работы, представляющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из большинства регионов страны, ответили на вопросы анкеты, разработанной учеными ОАО «НИИАТ» с участием специалистов МАДИ. В результате статистической обработки полученных результатов опроса удалось установить особенности и основные составляющие эффективной трудовой деятельности специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования АТО.
Выявлены группы профессиональных и личностных компетенций, имеющих наибольшее значение для данной категории специалистов, разработаны принципы их формирования.
Предложена перспективная структурная модель профессионального обучения и повышения квалификации работников АТО, учитывающая положительный международный опыт подготовки кадров для транспортной отрасли. В основу разработанной модели положен принцип добровольной (а в ряде случаев и обязательной) сертификации персонала АТО в независимых центрах, прошедших профессионально-общественную аккредитацию и учитывающих требования органов государственного контроля и надзора.
Модернизация требований к организации и содержанию дополнительного профессионального обучения, к аттестации исполнительных руководителей и специалистов АТО, введение действенной процедуры независимой оценки компетенций персонала, позволит удовлетворить потребность работодателей в специалистах с высоким уровнем квалификации, что отвечает современным требованиям по совершенствованию автотранспортной отрасли и повышению безопасности ее функционирования.