Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.
В этом году ученые ОАО «НИИАТ» совместно с руководством Министерства транспорта РФ, Председателем ДОСААФ России Сергеем Маевым и группой реализации проекта "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России" отметили День экологических знаний под девизом «Eco Driving, Eco Saving!».
В Доме ООН на пресс-ланч, посвященный внедрению проекта эко-вождения в России, собрались представители прессы – послушать об образовательной программе по экономичному вождению, которая будет реализовываться в партнерстве проекта ПРООН "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России" и ОАО "НИИАТ".
В рамках пресс-конференции был организован теле-мост с Питерем Видекером, представителем австрийской инициативы "klima: aktiv mobil", кто реализует программу эко-вождения в Европе. Коллеги поделились своими наработками и выразили готовность участвовать в образовательных семинарах в России.
Менеджер проекта "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России" Николай Харитошкин доложил: «Сегодня с утра было подписано соглашение между Министерством Транспорта РФ и ДОСААФ о намерении в организации сотрудничества Сторон по обучению эко-вождению водителей – инструкторов автошкол и автотранспортных предприятий». Николай Харитошкин подтвердил, что Проект обязуется осуществить отбор квалифицированных инструкторов по эко-вождению в соответствии с процедурами ПРООН, обеспечить возмещение оплаты труда и расходов инструкторов по эко-вождению, включая оплату проживания и транспортных расходов, обеспечить языковую поддержку при проведении Обучения в случае привлечения иностранных специалистов.
В России пилотными городами для обучения инструкторов правилам экологичного вождения будут Казань и Калининград. ОАО "НИИАТ" станет оператором проекта. ДОСААФ взял на себя ответственность предоставить площадки для обучения на базе своих автошкол, предоставить застрахованные и ТС, соответствующие требованиям по обучению эко-вождению. Трехдневный курс рассчитан на инструкторов, которые в свою очередь будут затем обучать водителей автобусов системе экономичного вождения. Для слушателей участие будет бесплатным.
«Мы рады взять на себя ответственность за подготовку инструкторов в России, которые в основу своего движения на дороге будут закладывать принципы эко-вождения, - поделился Председатель ДОСААФ России Сергеем Маев, - очень важно, говоря об эко-вождении, подходить комплексно не только к решению экологических или экономических проблем, но и глубокой проблеме безопасности дорожного движения. Именно поэтому при составлении программы обучения необходимо взять лучшие российские практики и связать их с иностранными программами, чтобы получить результат, максимально эффективный для Российской Федерации».
За подробной информацией можно обращаться к менеджерам проекта Николаю Харитошкину, тел. +7 (495) 787 21 53, nikolai.kharitoshkin@undp.org, Римме Филипповой, тел. +7 (495) 787 21 35, rimma.filippova@undp.org или в ОАО "НИИАТ", тел. + 7 905 553 2424, a.stupina@niiat.ru, Анна Ступина.
СПРАВКА О ПРОЕКТЕ ЭКОВОЖДЕНИЯ:
В 2004 году Департамент транспорта австрийского федерального министерства окружающей среды, сельского, лесного хозяйства, и водного хозяйства в сотрудничестве с Австрийским энергетическим агентством (AEA) и Федеральным отраслевым объединением автошкол начали усиливать создание площадок экономичного вождения в Австрии.
Результаты по всей Европе доказали, что водители автомобилей, грузовиков и автобусов могут легко достигнуть снижение расхода топлива на 5-15% путем осуществления энергоэффективного стиля вождения автотранспортного средства. Долгосрочные оценки эксперимента на базе австрийского автобуса показывают экономию в размере 6,5 %, что равно снижению расхода дизельного топлива на 2 млн литра в год.
Сегодня большое значение имеет решение задач, обеспечивающих экономическое развитие страны при устойчивом экологическом состоянии окружающей среды. Автомобильный транспорт является одним из ключевых факторов развития России, так как обеспечивает почти 60% объема всех пассажирских перевозок и около 55% перевозок грузов. При этом, в среднем по стране именно на автомобильный транспорт приходится около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ и более 80% в крупных городах и мегаполисах.
Однако в настоящее время многие жители страны имеют личные автомобили и пользуются ими почти каждый день. Что же делать? Отказаться от автомобилей невозможно, но как при этом уменьшить вред, наносимый природе, что может сделать каждый конкретный автовладелец для того, чтобы внести свой вклад в решение проблем сохранения окружающей среды?
Самый простой и эффективный способ – это использование правил «эко-вождения», которые позволяют оптимизировать управление автомобилем с целью достижения максимально низкого уровня потребления топлива и выбросов СО2. В мире уже достаточно широко используется данный способ экономии топлива, и стоит отметить, что «эко-вождение» в некоторых странах является неотъемлемой частью национальной стратегии в области энергетики и охраны окружающей среды. Вождение нового типа становится «экогражданским» и характеризуется бережным отношением к окружающей среде. Не нужно надеяться на кого-то, а нужно начать с себя.
Отныне мы должны не просто говорить, а действовать!
Что такое «эко-вождение»?
Эко-вождение = Ответственность и забота об экологии.
Эко-вождение = Сокращение расхода топлива > снижение расходов.
Эко-вождение = Сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду > сокращение выбросов СО2 в атмосферу.
Основные правила «эко-вождения»:
· выключайте двигатель при остановках и в долгих пробках;
· не забывайте проверять давление в шинах: даже в городе шины с уровнем давления на 25% ниже нормы увеличивают сопротивляемость автомобиля при старте с места на 10%;
· бережно используйте систему климат-контроля/кондиционирования в автомобиле: не используйте вовсе, если того не требует температура окружающей среды; не открывайте окна, если система климата включена, чтобы избежать увеличенного потребления энергии;
· тормозите плавно: это позволяет сохранять преимущества инерционного движения автомобиля, минимально расходуя топливо и соответственно объем выбросов углекислого газа в атмосферу минимален;
· для передвижения, особенно на большие расстояния, чаще используйте общественный транспорт – автобус, электропоезд, трамвай;
· двигайтесь в одном ряду, так как «скачки» из ряда в ряд способствуют увеличению расхода топлива и выбросов углекислого газа;
· не возите лишний груз и снимайте верхний багажник: это позволит сэкономить 8% топлива;
· выезжайте заблаговременно, старайтесь избегать поездок в часы пик и заранее планируйте маршрут;
· старайтесь меньше пользоваться педалью тормоза, больше двигаться накатом, более плавно тормозить и разгоняться, не разгоняться перед красным сигналом светофора;
· водите медленней: передвигаясь со скоростью 70-80 км в час, вы теряете всего 11 минут на 100 км, при этом экономя 15-20 % топлива. То есть на каждые 100 км в среднем можно сэкономить около 50 рублей.
Позитивные эффекты «эко-вождения»:
1. сокращение потребления топлива и выброса CO2 в среднем на 5-20%;
2. позитивное влияние на безопасность дорожного движения: до 40% меньше аварий;
3. ниже расходы на обслуживание (в частности, тормоза, износ покрышек);
4. меньше стресса (меньше переключений передач, меньше торможений, меньше перестроений и потенциальных аварийных ситуаций, улучшение взаимопонимания между участниками дорожного движения).
Кроме этого, «эко-вождение»:
- доступно и универсально;
- может применяться на любом авто;
- не требует больших затрат.