В ОАО НИИАТ прошел Международный Симпозиум «Как обеспечить устойчивое развитие транспортных систем?» с рабочим названием «Вадим приглашает друзей». Друзья собрались из разных уголков мира – ведущие ученые в сфере устойчивого развития транспортных систем:
— Проф. Энтони Мэй, Почетный профессор Института транспортных исследований Университета г. Лидс, Президент Всемирной Конференции сообщества ученых-транспортников (WCTRS) , Великобритания
— Г-н Майкл Уолш, Учредитель и Почетный Президент Международного совета по чистому транспорту (ICCT), международный эксперт, США
— Г-н Роберт Талер, Руководитель Отдела транспорта, мобильности, городских поселений и шума Федерального Министерства сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водных ресурсов Австрии, Председатель Бюро Управляющего комитета Общеевропейской Программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ), Австрия
— Г-н А.М. Новикова, Заместитель директора государственного предприятия «ГосавтотрансНИИпроект», к.т.н., Киев, Украина
— Проф. Карел Поспишил, Генеральный директор Центра транспортных исследований, Чехия
А также российские практики и специалисты в области транспортной политики, окружающей среды и экологии –
— Г-н В.В. Луговенко, Начальник отдела Организации дорожного движения Министерства транспорта РФ
— Проф. С.В. Жанказиев, Заведующий кафедрой МАДИ-ГТУ, д.т.н.
— Г-н А.Ю. Недре, Генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха», к.т.н.
— Г-жа П.В.Захарова, Директор ГПБУ «Мосэкомониторинг»
Участниками Симпозиума стали члены региональных правительств и администраций, представители компаний и корпораций, работающих в сфере «дружественного» транспорта для населения. Они не отпускали спикеров со сцены, уж больно интересен для россиян опыт западных коллег и главное, ответ на вопрос «А возможно ли применить подобное в России?». Ведь устойчивость транспортной системы определяется ее способностью обеспечивать качественное удовлетворение потребностей общества в перевозках при одновременной минимизации негативных воздействий на здоровье населения и составление окружающей среды. В своем докладе Вадим Донченко рассказал о проблемах развития городских транспортных систем в Российской федерации и направлениях их решения. По его мнению, в нашей стране все движется по замкнутому кругу -Строительство новых дорог - Увеличение пропускной способности УДС - Улучшение условий движения - Повышение привлекательности использования личных АТС - Рост числа поездок на личных АТС (индуцированная мобильность) - Перегруженность УДС - Строительство новых дорог. Таким образом, один из выходов – повышение привлекательности общественного транспорта.
Никого не оставил равнодушным доклад Профессора Энтони Мэя. Он считает, что устойчивое развитие сроится на 6 базовых принципах – землепользование, инфраструктура, управление, информация, осведомленность, ценообразование. Комплексный подход в освоении новых территорий, развитии инфраструктуры, информировании населения и, конечно, увеличение налогов на транспортное средство поможет горожанам максимально отказаться от использования автомобилей. Страшные цифры привел господин Мэй – 100.000 случаев смертей в Европе ежегодно напрямую связаны с экологической угрозой, 13.000 человек в год гибнет на дорогах Европы в ДТП (для сравнения - в России 25.695 человек, из них в Москве – 740 человек (данные агентства ИТАР-ТАСС за 2012 год)), по прогнозам к 2050-ому году от ожирения будут страдать 60 % населения из-за малоподвижного образа жизни.
Роберт Талер тоже говорил об использовании альтернативных ТС и видах топлива, о привлекательной сети ж/д и городского общественного транспорта, о пешеходных и веломаршрутах. В Австрии широко распространено круглогодичное использование в качестве транспорта – велосипедов. Отдел транспорта, мобильности, городских поселений и шума Федерального Министерства сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водных ресурсов Австрии проводит дотационную политику компаниям, участвующим в программе, направленной на снижение загрязнения в атмосферу. Ежегодно на это выделяется около 10 млн евро. В Вене как эксперимент был введен единый билет на пассажирский транспорт стоимостью 1 евро на день. Результат оказался положительным. Более того, сам общественный транспорт электрифицируется и переходит на сжатый газ или биотопливо.
Познавательным для коллег - экологов стал доклад Майкла Уолша. Его фундаментальные исследования снижении негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения за счет совершенствования экологических характеристик используемых транспортных средств и топлив
стали предметом долгой дискуссии среди Андрея Недре из НИИ «Атмосфера» и Полины Захаровой из «Мосэкомониторинга». В Москве и Санкт-Петербурге экологическая обстановка тоже далека от идеальной. Господин Уолш поделился, что лично видел на территории столицы транспортные средства, эксплуатацию которых в целях улучшения окружающей среды, следует приостановить.
Симпозиум прошел в рамках открытого диалога. Все участники смогли задать свои вопросы гостям и поделиться опытом реализации устойчивой транспортной политики в своем регионе.
По итогам Симпозиума решено подписать соглашение о сотрудничестве между ОАО «НИИАТ» и НИИ «Атмосфера». Иностранные коллеги изъявили желание регулярно собираться на подобных конференциях и обмениваться опытом.