В настоящее время на территории РФ отсутствует единообразная нормативная база по расчёту и установлению величины тарифа на перевозку пассажиров.
Принципиальное отличие разработанных Методических рекомендаций от других документов заключается в том, что в документе разработан механизм определения экономически обоснованной стоимости 1 км пробега транспортного средства на маршруте. Эта стоимость позволит перевозчикам не только компенсировать все экономически обоснованные расходы, но и получить прибыль, обеспечивающую экономически устойчивую деятельность и обновление основных средств.
В настоящее время в регионах либо ежегодно индексируют имеющиеся тарифы на перевозки пассажиров, либо рассчитывают их по собственным методикам, не позволяющим перевозчикам работать без убытков, и, зачастую, не позволяющие корректно определять величину экономически обоснованных расходов. Обычно местные органы власти при установлении тарифа на перевозку пассажира ориентируются на платежеспособность населения, но при этом не компенсируют недополученные доходы перевозчикам полностью.
Полученная в результате расчетов в соответствии Методическими рекомендациями стоимость плановой работы (выпуска на маршрут транспортных средств определенного количества и типа) одного или нескольких перевозчиков на выбранных конкретных маршрутах, является основой для взаиморасчетов между перевозчиками и заказчиком услуг по перевозкам пассажиров.
Величина стоимости плановой работы может быть использована государственным (муниципальным) заказчиком услуг по перевозкам пассажиров для определения тарифа на перевозку 1 пассажира, однако, этот тариф не будет учитывать платежеспособность населения.
Исходя из этого, органы власти, имеющие полномочия по установлению тарифа могут:
- установить тариф на перевозку пассажира, исходя из методических рекомендаций, без учета платежеспособности населения, и субсидировать перевозчика для покрытия расходов только на перевозки граждан, имеющих право на льготы при оплате проезда;
- оплачивать перевозчику за выполненную работу (фактический пробег предоставленных транспортных средств) исходя из ее стоимости, рассчитанной на основе методических рекомендаций, а тариф на перевозки пассажиров устанавливать с учетом платежеспособности населения;
- предоставить право перевозчику самому устанавливать тариф на перевозку пассажира, исходя из стоимости оказываемых им услуг по перевозкам пассажиров.