В конце февраля группа сотрудников ОАО «НИИАТ» приступила к изучению пассажиропотоков на общественном транспорте в Севастополе, чтобы выявить, какие проблемы существуют. Исследователи выясняют, какие маршруты дублируют друг друга, где не хватает сообщения общественным транспортом, где его переизбыток, сколько пассажиров на каких остановках заходит и выходит. После чего будут предложены изменения в существующую маршрутную схему, внесены предложения по оптимальному количеству и типам подвижного состава (эта часть работы носит название “оптимизация маршрутной сети общественного транспорта”).
Анализ существующей системы общественного транспорта уже выявил одну из проблем: когда по длительному участку проходит несколько маршрутов, на значительном протяжении дублирующих друг друга. Кроме этого, они все дублируют троллейбус. По мнению специалистов ОАО «НИИАТ», их нужно разводить по разным улицам. Кроме того, нужно стремиться, по возможности, к введению в подвижной состав автобусов большой вместимости, отдавая им приоритет. К этим изменениям должны быть готовы и перевозчики.
В работе ОАО «НИИАТ», касающейся Севастополя, будет еще два направления: разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексная схема организации движения.
Ученые ОАО «НИИАТ» особо отметили, что подобную разработку всех трех направлений программы планирования работы транспортной системы города требует от регионов федеральное законодательство.
Для изучения маршрутов автотранспорта Институтом планируется масштабный опрос по телефону местных жителей - кто, куда, когда (в какое время суток) и как часто выезжает, какими маршрутами в городе чаще всего пользуется. Опрос начнется в марте, при этом результативные ответы планируется получить от не менее чем от нескольких тысяч севастопольцев.
На основе этих данных и непосредственной рекогносцировки местности ученые обозначат узкие (в прямом и переносном смыслах) места Севастополя, которые необходимо расширить - увеличить ширину проезжей части, построить развязки, поставить светофоры, изменить направление движения на той или иной дороге или ввести одностороннее движение и тому подобное.
Перспективная программа развития дорожной сети будет предусмотрена, в соответствии с законодательством, на предстоящие 20 лет. Ее практическая реализация будет зависеть от заложенных на эти цели бюджетных средств.
Первые впечатления о существующих дорожных проблемах в Севастополе заведующий отделом “Стратегическое планирование развития транспортных систем” института и руководитель севастопольского проекта Сергей Мокроусов озвучил так:
- Первичное наблюдение обнаружило некоторые проблемы. Бросается в глаза отсутствие разметки, то, что не везде установлены необходимые дорожные знаки. На мой взгляд, все это связано с тем, что поменялись ГОСТы (с украинских на российские) и не все еще успели переделать. Плюс ко всему, сейчас зима - не подходящий сезон для ремонтных работ. Ситуация с разметкой улучшится весной и летом, когда ее будут наносить после ремонта дорог. Я не готов комментировать подробно, какие именно мероприятия будут предложены к реализации в первую очередь - мы только начали работу. Первые предложения предоставим по истечении трех месяцев, чтобы их успели внести в план по дорожным работам на 2017 год и реализовать до конца года (спроектировать, законтрактовать и выполнить ремонтно-строительные работы), - комментирует Сергей Мокроусов.
По словам специалиста, на основании результатов комплексного исследования интенсивности пассажиропотоков будет сделана математическая модель распределения потоков по всему городу, по так называемому «Большому Севастополю» - с охватом всех сел.
Сергей Мокроусов отметил, что важно понять, как жители Севастополя видят свой город - как город “для туристов” или “для его жителей”. В зависимости от этого будет меняться вся концепция развития дорожной сети.
Учитывая, что после 2014 года количество автомобилей, зарегистрированных в Севастополе, увеличилось почти в два раза, на летний сезон на дороги Севастополя выезжает еще на 30-45% больше автомобилей (за счет отдыхающих), а после ввода Крымского моста прогнозируется цифра прироста транспорта в летний период 100-150%, то вопрос удобных развязок, широких дорог и вместительных стоянок в городе становится сверх актуальным.
При этом местная дорожная сеть физически не может поменяться сильно. Потому, что весь Севастополь состоит из памятников регионального или федерального значений. Уширить какие-то дороги или построить новые, таким образом, невозможно.
- Мы смотрели Генплан, где четко прописаны охранные зоны - не получится построить много дорог, - говорит Сергей Мокроусов.
Генплан Севастополя должен быть принят к лету, но по необходимости в него можно вносить изменения, если это целесообразно для города на определенном этапе. Это, конечно, не касается нарушения охранных зон, но позволяет обсуждать варианты тех или иных новых дорог в Севастополе.
Зато почти 100-процентно решенным, по мнению руководителя проекта, является вопрос создания перехватывающих парковок, особенно в летний период, которые также будут рекомендованы институтом для строительства в Севастополе.
Устройство таких парковок, которые могут быть разного типа - подземными под торговыми центрами, многоэтажными или просто на площади - будет целесообразным при подъезде к центру города, где невозможно расширять используемые дороги.
Суть перехватывающей парковки в том, что человек, подъезжая к оживленному, но тесному району, оставляет свою машину и дальше передвигается на общественном транспорте. Использованный билет на общественный транспорт может приниматься как плата за стоянку. В Санкт-Петербурге, например, введена практика, когда такая парковка становится бесплатной для обладателей актуальных билетов на метро.