EN
EN

ОАО "НИИАТ" подготовил проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

22 июня 2021

В соответствии с концепцией обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 25 марта 2020 г. № 724-р, в настоящее время основной акцент в сфере развития технологий автоматизированного вождения сосредоточен на нескольких ключевых направлениях, в число которых входят пассажирские перевозки в городах и грузовые перевозки по автомагистралям.

В ближайшей и среднесрочной перспективе ожидается активное внедрение в практику перевозок беспилотного такси, сопровождаемое расширением применения бизнес-моделей совместного использования транспортных средств в крупных мегаполисах (каршеринг, райдшеринг).

Другими примерами возможного использования высокоавтоматизированных транспортных средств в городских условиях являются:

  • транспорт общего пользования - высокоавтоматизированные городские автобусы, выполняющие перевозки по выделенным линиям на магистральных маршрутах (шаттлы);
  • высокоавтоматизированные низкоскоростные грузовые транспортные средства городских служб доставки (почта, интернет-торговля);
  • транспортные средства городских коммунальных и оперативных служб.

Обеспечение безопасности дорожного движения будет достигаться не только повышением уровня автоматизации, но и, главным образом, посредством подключения к дорожно-транспортной инфраструктуре.

Весомым преимуществом от внедрения технологий подключения транспортных средств является возможность коммерческого использования таких технологий в различных областях, в том числе в области:

  • страхования, посредством получения достоверной информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия в целях установления причин и виновника происшествия, а также информации об особенностях и о стиле вождения водителя;
  • пассажирских перевозок, посредством контроля за движением транспорта общего пользования в режиме реального времени, соблюдением маршрута, скоростного режима и расписания движения;
  • грузовых перевозок, посредством мониторинга работы транспортных средств в режиме реального времени, дистанционного контроля технического состояния и отдельных параметров транспортного средства, в том числе его весовых характеристик;
  • контроля перемещения и охраны грузов, посредством мониторинга и отслеживания различных параметров перевозки грузов, в том числе их сохранности, предотвращения возможных случаев противоправных действий при транзитных перевозках;
  • жилищно-коммунального хозяйства, посредством мониторинга движения транспортных средств и специальной техники коммунального хозяйства, осуществляющей вывоз мусора, уборку улиц, ремонт дорог и др.;
  • служб экстренного реагирования, посредством получения и документирования достоверной информации о происшествиях.

Реализация целей и задач концепции требует разработки новых нормативных правовых актов и внесения изменений в действующие с целью:

  • проведения единой государственной политики в сфере развития инновационных технологий, применяемых в сфере транспорта;
  • создания правовых условий, необходимых для обеспечения реализации на территории Российской Федерации всех стадий полного жизненного цикла высокоавтоматизированных транспортных средств;
  • охраны жизни и здоровья граждан, защиты прав и законных интересов, а также охраны имущества граждан, юридических лиц и государства при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.

ОАО «НИИАТ» разработан проект Федерального закона  «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечивающий:

  • создание системы нормативно-правого регулирования реализации всех стадий полного жизненного цикла высокоавтоматизированных транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • повышение безопасности дорожного движения и создания безопасной транспортной среды путем снижения роли человеческого фактора и влияния ошибок, совершаемых водителями;
  • правовое содействие внедрению автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения с участием высокоавтоматизированных транспортных средств;
  • правовое содействие развитию интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение беспилотного дорожного движения с участием высокоавтоматизированных транспортных средств;
  • гармонизацию нормативных требований в целях поддержки безопасной интеграции высокоавтоматизированных транспортных средств в процесс дорожного движения на автомобильных дорогах Российской Федерации;
  • создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций в сфере автомобильного транспорта;
  •  повышение качества жизни граждан путем всестороннего удовлетворения потребностей в транспортной мобильности, развития связанного с ней рынка услуг;
  • создание комфортных условий самостоятельного передвижения для лиц с ограниченными возможностями;
  • снижение нагрузки на улично-дорожную сеть путем ее более эффективного использования и распространения технологий подключения транспортных средств к дорожно-транспортной инфраструктуре.

Проект Федерального закона доступен по ссылке