EN
EN

Научный руководитель ОАО «НИИАТ» Вадим Донченко выступил модератором круглого стола на VII Международном Форуме «Транспорт России».

09 декабря 2013

В рамках VII Международного форума «Транспорт России» состоялся круглый стол на тему: «Повышение топливной экономичности и сокращение выбросов от автомобильного транспорта в России».

Открыл заседание круглого стола Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов.

В своем выступлении Максим Соколов отметил, что автомобильный транспорт в России обеспечивает почти 60% объема всех пассажирских перевозок и около 55% перевозок грузов. При этом в среднем по стране именно на автомобильный транспорт приходится около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ и более 80% в крупных городах и мегаполисах.

Министр напомнил, что в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года экологичность транспорта была заявлена как одно из шести приоритетных направления развития транспортной системы РФ.

«Повышение экологичности и энергоэффективности транспорта является для нас безусловным приоритетом», - сказал М. Соколов.

Максим Соколов сделал акцент, что в мае этого года Правительство РФ приняло постановление, которое, предполагает к 2020 году перевести на газ до 50% общественного и дорожно-коммунального транспорта в городах-миллионниках.

Модератором круглого стола выступил Вадим Донченко, научный руководитель ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта».

Он отметил, что сегодня перед российским транспортным комплексом стоят серьезные вызовы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий, обеспечением транспортных парков новой техникой, отвечающей передовым стандартам безопасности, надежности и экологичности, расширением использования экологически «чистых» транспортных средств и топлив.

Также он подчеркнул, что в ближайшие годы важной общемировой задачей по улучшению экологической обстановки на планете является сокращение выбросов СО2. Сокращение расхода автомобильного топлива является одним из наиболее экономичных инструментов по сокращению выбросов CO2 в транспортном секторе. Внедрение стандартов потребления автомобильного топлива и создание благоприятных мер стимулирования ускорит использование экономичных транспортных средств. Налоговые льготы и прочие инструменты мотивации позволят увеличить продажи транспортных средств с низким уровнем выбросов путем сокращения периода их окупаемости.

Директор регионального бюро Программы развития ООН по странам Европы и СНГ Оливье Адам подчеркнул, что выбросы автотранспортного сектора росли и растут быстрее выбросов любого другого сектора, например, из-за роста частного автопарка.

Он напомнил, что в сентябре 2013 года Президент РФ подписал Указ об установлении национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году на 25% по сравнению с базовым 1990 годом. Указ, в числе прочего, предполагает разработку плана мероприятий по его реализации и показатели сокращения выбросов по секторам экономики.

«Транспортный сектор должен сыграть в этом ключевую роль <…> Стратегия транспортного сектора должна стать ключевой частью плана (реализации национальной цели)», - подчеркнул Адам.

Оливье Адам также отметил, что само присутствие Министра на круглом столе говорит о том внимании, которое ведомство уделяет проблеме топливной эффективности и снижения выбросов парниковых газов от автотранспорта.

Эксперт управления технологий, промышленности и экономики Программы ООН по окружающей среде Элиза Думитреску в своей презентации рассказала о возможных мерах стимулирования «озеленения» транспортного сектора, от ужесточения топливных стандартов до экомаркировки и введения «углеродных» топливных налогов и других платежей.

«Мы считаем, что поставленная цель (по снижению выбросов CO2) более чем выполнима, технологии для этого есть», - сказала Э. Думитреску.

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального Министерства сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водных ресурсов Австрии, а также представители глобальных международных организаций: Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Регионального Бюро Программы развития ООН по странам Европы и СНГ, специалисты отрасли и бизнес сообщества.

Представители российских министерств согласились с важностью проблемы повышения топливной экономичности автотранспорта и сокращения выбросов парниковых газов в России.

В свою очередь, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей подтвердил, что Минтранс России, как и другие федеральные министерства, участвует в подготовке плана реализации сентябрьского Указа Президента РФ. Очередное обсуждение проекта плана должно состояться на заседании совместной рабочей группы Министерства экономического развития и «Деловой России» в середине декабря этого года.