Основные темами Итогового пленароного заседания стали:
- Тренды и пути развития транспортных систем
- Развитие законодательства
- Экономика транспортных систем
- Кадры: образование и формирование команд
- Консультационный потенциал
В первой части дискуссии подытожили первый день конференции, который был посвящён транспортным реформам.
Дмитрий Шабельников, Управление информации — пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга:
"Произошло интересное изменение «смеховой культуры»: появились две группы анекдотов – про самокаты и самокатчиков и вернулись анекдоты про общественный транспорт. Если самокаты – это что-то новое, что раздражает, то общественный транспорт – это то, что нас волнует. Люди увидели изменения и ждут их продолжения".
Султан Жанказиев, Ассоциация транспортных инженеров:
"Констатируем появление квалифицированных команд в регионах. Например, в Южно-Сахалинске.
Необходимы индикаторы и целевые показатели. Появились инструменты для планирования средств. Запущены процессы проверки обоснованности расходования средств.
На конференции практически не было рекламы. Говорили о проблемных точках, кейсах лучших практик. Мы можем помогать регионам тем, что в рамках экспертизы, в том числе бесплатной, обмениваться опытом через аппарат Ассоциации транспортных инженеров".
Вадим Донченко, ОАО «НИИАТ»:
"Мы должны говорить об интеллектуальных городских системах, а не только интеллектуальных транспортных системах. Когда говорим только о транспорте, мы заужаем вопрос. Транспортная инженерия направлена в конечном итоге на улучшение перемещения людей и грузов, а не транспортных средств. Понимание этого – это уже большой прогресс".
Екатерина Брязгина, Академия интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожном комплексе, РУТ (МИИТ):
"С чего начинать и что учесть в реализации реформ?
Команда: начать нужно с команды – мотивированных людей.
Проработка: вступать в реформу, понимая, в чём она будет заключаться, какие будут этапы, сколько будут стоить.
Достижимые цели: нужно планировать и не ставить цели нереальные по срокам.
Должна быть последовательная реализация: сейчас видим метания как реакцию на непоследовательные меры поддержки, появилась концессия – идем в концессию, есть возможность приобретения электротранспорта – покупаем его.
Не оценивать экономические эффекты только по билетной выручке.
Необходимы целевые показатели, они не универсальны.
Электротранспорт: здесь политики больше, чем транспортной науки, нужно повышать его роль в транспортной системе".
Во второй части итоговой пленарной дискуссии подвели итоги второго дня конференции, посвященного цифровизации и развитию интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Владимир Швецов, компания SIMETRA:
"Средний темп роста рынка транспортного планирования – 10%. Ограничивают рост рынка не деньги, а проблема кадров. Мало специалистов. Мы видим потребность в образовании. Инженеров ИТС вообще никто не готовит. Давайте делать совместные курсы по обучению транспортных инженеров. Вторая проблема – данные. Мы ратуем за то, чтобы данные были открытыми".
Иван Морданов, холдинг «Швабе» Государственной корпорации «Ростех»:
"Нужно понять, что «цифра» неизбежна. Командам, которые реализуют проекты ИТС, нужно перестать вариться в собственном соку, честно сказать: мы в этом не разбираемся, куда нам пойти? Взять телефоны и пообщаться с соседними регионами. Узнать, что получается, где есть проблемы. Политическая воля есть, есть федеральные проекты, инструментарий. Можно обратиться в Ассоциацию транспортных инженеров".
Обобщая всё сказанное, можно выделить главные моменты и выводы.
Транспортные реформы:
- Опыт регионов по реализации изменений в транспортных системах показал, что у сообщества транспортных инженеров уже есть хорошая библиотека лучших практик.
- В регионах появились квалифицированные команды. Среди самых ярких примеров – Южно-Сахалинск, Челябинск, Пермь, Новокузнецк. Планомерно развивается Воронеж. Рывок вперёд совершает Астрахань.
- Регионы начинают честно говорить о своих проблемах. Нашлась воля признать, что существуют менее успешные проекты.
- Существует запрос на индикаторы и целевые показатели. Нельзя оценивать экономические эффекты только по билетной выручке. Нужна единая система показателей. Появляются инструменты для планирования средств. В ряде регионов запущены процессы проверки обоснованности расходования средств.
- Явно обозначен тренд на городской электротранспорт.
- Необходимо разобраться, почему так мало (15%) мероприятий документов транспортного планирования доводится до реализации.
- Нет единого рецепта для транспортных реформ, каждый город уникален, и для каждого города рецепт свой.
Цифровизация и интеллектуальные транспортные системы (ИТС):
- Цифровизация неизбежна. Без разговора о будущем создавать технологии сложно, но нужно приземляться на наши возможности.
- То, что сегодня активно внедряется в регионах, – уже не АСУДД, но ещё не ИТС.
- Мы можем назвать четыре поколения эволюции ИТС:
- ITS – G1. Управление дорожным движением на фактическом транспортном спросе.
- ITS – G2. Управление дорожным движением и транспортным спросом.
- ITS – G3. Управление мобильностью на фактическом запросе и сервисы ИТС (MaaS).
- ITS – G4. Управление спросом на мобильность.
- При внедрении систем ключевая проблема – определение ответственных инстанций: можно выделить деньги, спроектировать, а спросить будет не с кого.
- Системы надо рассматривать как бесшовные, экстерриториальные: люди не замечают границ, когда занимаются своей мобильностью.
- Целый ряд представленных на конференции цифровых технологий подтверждает высокий уровень разработчиков.