Научный руководитель ОАО "НИИАТ" Вадим Донченко и специалист научно-исследовательского отдела «Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта» Вера Чижова приняли участие в 80-ой Международной научно-технической и научно-исследовательской конференции МАДИ, выступив с темой "Проблемы методического обеспечения расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта".
В своём докладе спикеры назвали основным условием устойчивого развития транспорта "снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения до минимального уровня. При этом одним из наиболее серьезных факторов негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
В соответствии с Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» одним из механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов и иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.
Необходимость проведения именно расчетных оценок выбросов загрязняющих веществ от автомобильных транспортных средств, а не прямых измерений, связана с мобильным характером этих источников выбросов, их высокой рассредоточенностью. Расчет объемов выбросов ЗВ от АТС необходим для оценки экологической эффективности различных мер и мероприятий по совершенствованию работы транспортных систем, совершенствованию организации дорожного движения, реализации различных градостроительных проектов.
В период с 1993 по 2016 годы по заказу Минтранса России НИИАТ разработал ряд методик инвентаризации выбросов ЗВ от АТС, включавшихся для применения в официальный перечень рекомендованных Минприроды России. Всего было разработано 7 методик расчета выбросов. Первоначально в методиках НИИАТ определялся выброс 6 ЗВ, потом количество ЗВ было увеличено до 26; количество расчетных типов АТС было увеличено с 13 до 83. Начиная с 2008 года в методиках НИИАТ при расчете выбросов стал учитываться экологический класс АТС.
"Необходимо обновление и совершенствование существующей методической базы расчета выбросов от автотранспортных средств с учетом появление новых экологических классов АТС, таких как Евро-6, «гибриды». Устранение несоответствий между удельными выбросами, полученными при сертификационных испытаниях АТС, и удельными выбросами при реальных режимах эксплуатации автомобилей. Необходим учет изменения экологических характеристик АТС в эксплуатации, особенно в условиях отмены техосмотра для легковых автомобилей и массовым вмешательством владельцев в конструкцию АТС и т.д." - подытожила Вера Чижова.