По инициативе Комитета Совета Федерации по экономической политике в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития перевозок пассажиров легковым такси». Модератором Круглого стола выступил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын.
На заседании обсуждались следующие вопросы:
- ход реализации вступившего в силу 1 сентября 2023 года Федерального закона от 29.12.2022 г. N 580-ФЗ,
- деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и занятости,
- страхование ОСАГО и ОСГОПП.
Научный руководитель ОАО «НИИАТ» Норайр Блудян дал экспертную оценку текущей ситуации в таксомоторной отрасли. Он отметил неоправданно высокую стоимость полиса ОСАГО: в регионах она доходит до 30-40 тысяч рублей, а в Москве до 130-160. Средняя стоимость ОСАГО по России составляет порядка 50 тысяч рублей. Наряду с высокой стоимостью очень затруднена возможность физического страхования, очень мало офисов страховых компаний, длительный срок рассмотрения документов (до 30 дней) и отказы в страховании. Также профессор подчеркнул, что медицинские осмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств в таксомоторной отрасли во многих случаях уже очень давно стали в большинстве своем фикцией. С учетом официальной легализации в сфере такси новой категории водителей – «самозанятых» эта проблема приобрела массовый характер.
Норайр Блудян сообщил, что ситуация на автомобильном рынке, а также дефицит запасных частей, комплектующих, топлива, расходных материалов, привели к значительному повышению стоимости проезда. В некоторых городах и агломерациях средний чек повысился на 50%. Отсутствие на рынке транспортных средств по относительно приемлемым ценам привело также к увеличению среднего возраста парка легковых такси. В Москве динамика за последние годы составила от 2,5 до 4 лет в настоящее время, а в Московской области уже составляет 5 лет. Существенной отличительной чертой сегодняшнего рынка легковых такси в Московской агломерации является необъяснимый дисбаланс использования парка автомобилей. По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы из свыше 72 тысяч автомобилей в течение суток на линию выходят всего 40 тысяч. В Московской области из почти 102,5 тысяч единиц на линию выходят только 50 тысяч. Это все безусловно требует дополнительного научного изучения и анализа, а также экономической оценки эффективности такой системы.
Профессор подчеркнул, что в последние годы фактически отсутствуют научные исследования рынка такси, нет достаточно обоснованных подходов к решению насущных проблем рынка таксомоторных перевозок. Безусловно, много резервов в этом отношении содержит планируемая цифровая трансформация отрасли. Определенные шаги в этом направлении уже содержит новый закон о такси, в частности по созданию реестров. Те процедуры, которые не могут быть решены традиционными методами, возможны при внедрении цифровых технологий.
Особенно важным научным руководитель ОАО «НИИАТ» считает возможным передачу регулирования таксомоторной отрасли в субъекты Российской Федерации с учётом территориальных и экономических условий, оставив на федеральном уровне ответственность за соблюдение законодательства в сфере безопасности транспортной деятельности. Такое решение поможет решить многие проблемы сферы такси в регионах при наличии соответствующих полномочий у администрации субъекта. Норайр Блудян подчеркнул, что в этой связи транспортная наука должна сказать свое слово и подключиться к обоснованию методов и технологий решения насущных проблем.
В мероприятии также приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, представители Общественных организаций, СЗЛТ «Яндекс.Такси» и «Максим», ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Департамента страхового рынка Банка России, Всероссийского союза страховщиков.