Делегация Российской Федерации в составе представителей Министерства Транспорта РФ и руководства ОАО «НИИАТ» доложила об итогах интеграции принципов ОПТОСОЗ в России.
Развитие экономики и высокие темпы автомобилизации в Российской Федерации, как и во многих других странах, определяют актуальность проблемы снижения негативных последствий транспортной деятельности.
Обеспечение безопасности транспорта для окружающей среды и здоровья населения требует координации и объединения усилий всех заинтересованных сторон и, в первую очередь, транспортного, природоохранного и здравоохранительного секторов, как на национальном, так и на международном уровне. Именно эту задачу успешно решает Общеевропейская Программа по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ), в которой Россия участвует с 2002 года в лице руководства Министерства транспорта РФ и ученых ОАО «НИИАТ».
Проблемы экологии, охраны здоровья населения занимают ведущее место в повестке дня большинства национальных Правительств и авторитетных международных организаций. Этим вопросам ежегодно посвящается большое количество международных и национальных форумов и конференций с участием ведущих ученых и специалистов. Одной из тем, которая неизменно находится в фокусе таких дискуссий, является роль транспорта в формировании комфортных, экологически устойчивых и безопасных условий жизни в городах. В 2012-ом году Москва на базе НИИ автомобильного транспорта принимала у себя этап Эстафеты ОПТОСОЗ.
Главной темой Семинара стали вопросы внедрения интегрированных подходов к формированию политики в области устойчивого развития городского транспорта. Участники обсудили темы, касающиеся обеспечения устойчивой городской мобильности в России, влияния автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды в городах, планирования и управления транспортом для создания привлекательной для жизни городской среды, а также возможности применения новых технологий для достижения устойчивого развития транспортных систем в городах
В период со времени проведения Семинара по настоящее время в России многое изменилось. Как отметил в своем выступлении научный руководитель ОАО «НИИАТ» Вадим Донченко, в последние годы многие базовые идеи ОПТОСОЗ постепенно находят практическую реализацию в Российской Федерации не только на национальном уровне, но и на уровне ее отдельных крупных городов и регионов.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей упомянул некоторые проекты, реализованные или реализуемые при участии Минтранса России в последнее время. В 2012-2013 годах Всемирным Банком по заказу Минтранса России и с участием российских экспертов подготовлена «Национальная концепция устойчивых городских транспортных систем», реализация которой в виде пилотных проектов предусматривается в ряде средних городов России. В 2013 году Минтрансом России, Программой развития ООН (ПРООН) и Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) начат совместный проект по снижению выбросов климатических газов от автотранспорта в средних российских городах. В рамках этого проекта предусматриваются, в частности, разработка программы перевода муниципального транспорта на использование сжатого природного газа, разработка системы «экомаркировки» производимых и эксплуатируемых автотранспортных средств и другие работы.
В 2012 году Минтрансом России был одобрен документ «Основные направления государственного регулирования в сфере организации дорожного движения и сбалансированного развития территориальных транспортных систем», определивший приоритеты и принципы устойчивого развития транспорта в городах - развитие общественного транспорта, упорядочивание парковки, ограничение свободного передвижения личного автотранспорта в центральной части, развитие немоторизованных видов передвижения и др.
Сегодня многие перемены заметны и в реальной жизни городов. В Москве введены зоны платной парковки. Это привело к снижению количества и продолжительности заторов в центре города, улучшению качества воздуха. С ростом числа перехватывающих парковок население стало активнее пользоваться общественным транспортом. В Москве создание пешеходных зон в историческом центре буквально преображает город. В этом году будут запущены новые проекты по обеспечению пешеходной доступности городской среды и дальнейшему развитию велотранспортной инфраструктуры уже в масштабах всего города, в т.ч. с созданием системы велошеринга. Аналогичные меры разрабатываются и обсуждаются в других городах (Санкт-Петербург, Казань и др.).
Под давлением велосипедной общественности этот способ перемещения начинает признаваться местными властями как равноправный вид транспорта. Планы по его развитию уже подготовлены или разрабатываются кроме Москвы в Петербурге, Казани, Калининграде и др. На федеральном уровне приняты важные поправки в ПДД, направленные на обеспечение безопасности движения велосипедистов.
В тоже время, в крупных городах России во многих случаях возникают проблемы из-за несогласованности градостроительной и транспортной политик. Бесконтрольная сверхплотная застройка без учета возможностей транспортной системы территории во многих случаях заводит города в «транспортный тупик». Алексей Бакирей подчеркнул, что Министерство транспорта приветствует включение в проект Парижской Декларации новой приоритетной цели ОПТОСОЗ, связанной с городским развитием и территориально-пространственным планированием.
Российская Федерация получила уникальный опыт организации эффективной работы системы общественного пассажирского транспорта в ходе проведения зимних Олимпийских Игр в Сочи. Этот опыт найдет применение и дальнейшее развитие в ходе подготовки к проведению Чемпионата мира ФИФА по футболу в 2018 году в 11 городах России и Универсиады в г. Красноярске в 2019 году, в рамках подготовки к которым предполагается существенно повысить эффективность, безопасность и экологичность транспортных систем в городах- организаторах.
В заключение своего выступления Алексей Бакирей от имени Российской Федерации подтвердил заинтересованность нашей страны в продолжении участия в Общеевропейской Программе по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ), выразить поддержку приоритетным целям данной Программы, сформулированным в Амстердамской и Парижской Декларациях, а также готовность активного участия в действующих и вновь предложенных механизмах Программы.