Русская версия

История института

    ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» создано 14 марта 2006 года на основе преобразования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», более известного по сокращенному названию НИИАТ.

    НИИАТ был образован в 1930 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР в системе Цудортранса СССР и первоначально назывался Центральный институт автомобильного транспорта (ЦИАТ). Еще в тридцатые годы институт выпустил ряд важнейших документов, в т.ч. стандарты на автомобильное топливо и смазочные материалы, на пересечения дорог в одном уровне, на технические требования к автомобильным фарам. Среди интересных трудов того периода можно отметить такие как: «Диспетчерская система на автомобильном транспорте», «Методика тренировки шоферов на автотренажерах» и др. Тематика института была весьма широка, недаром заказчиками работ были многие Министерства и ведомства СССР.

Год образованияНаименование института
1930Центральный институт автомобильного транспорта (ЦИАТ)
1932Центральный автоэксплуатационный научно-исследовательский институт (ЦАНИИ)
1939Центральный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ЦНИИАТ)
1953Всесоюзный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ВНИИАТ)
1956Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)
1998Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)»
2005Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)»

    Нельзя не упомянуть целую плеяду ведущих ученых, трудившихся в разные годы в   НИИАТе, и много сделавших для создания и упрочения репутации института, как головного отраслевого научного центра страны. Среди тех, о ком следует вспомнить - Я.М. Гольберг, работавший в институте до 1943 года, но еще в 20-х годах своими трудами создавший предпосылки для принятия решения о его организации; Д.П. Великанов, ставший позднее членом-корреспондентом Академии наук СССР; доктора наук Д.А. Рубец и Л.А. Бронштейн, получившие звания заслуженных деятелей науки и техники; доктора наук В.М. Беляев, Н.О. Блудян, Н.В. Брусянцев, Б.Л. Геронимус, Г.Н. Дегтерев, В.В. Ефремов, В.Н. Иванов, Б.С. Клейнер, Е.С. Кузнецов, В.В. Лукьянов, А.И. Федоренко, М.С. Фишельсон, М.В. Хрущев, кандидаты наук М.Д. Блатнов, Д.А. Дмитриев, А.В. Запорожцев, Г.И. Клинковштейн, А.В. Колик, З.С. Колясинский, Г.И. Кузнецов, Н.Н. Леонов, А.И. Малышев, Ж.Г. Манусаджянц, О.И. Манусаджянц, Л.Я. Рошаль, А.С. Шустов и др. Нет возможности перечислить всех тех, кто достоин быть упомянутым. И сегодня в стенах института работают люди, отдавшие ему не один десяток лет, и, по-прежнему, являющиеся одними из ведущих специалистов в своих областях знаний.

Руководители института

Кузнкцов Геннадий ИльичКАПУСТИН КОНСТАНТИН АРСЕНЬЕВИЧ1939-1941 г.г.
Иванов Виктор НиколаевичЛЕВАШЕВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ1941 г.
Островский Николай БорисовичВЕЛИКАНОВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ1941-1946 г.г.
Бурков Михаил СеменовичБУРКОВ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ1946-1955 г.г.
Великанов Дмитрий ПетровичОСТРОВСКИЙ НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ1955-1975 г.г.
Левашев Алексей МихайловичИВАНОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ1975-1984 г.г.
Капустин Константин АрсеньевичКУЗНЕЦОВ ГЕННАДИЙ ИЛЬИЧ1984-2000 г.г.
Венгеров Игорь АнатольевичВЕНГЕРОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ2000-2005 г.г.
 Донченко Вадим Валерианович ДОНЧЕНКО ВАДИМ ВАЛЕРИАНОВИЧ 2005-2011 г.
ТИТОВ ИГОРЬ ВАДИМОВИЧ2011-2014 г.

   Произошедшие за последние годы изменения в стране значительно изменили и расширили круг проблем, решаемых институтом для отрасли. Среди них техническая эксплуатация подвижного состава, стандартизация и сертификация услуг, экологическая безопасность и устойчивость работы транспорта, мониторинг транспортного рынка, безопасность дорожного движения и др.

    В своей работе институт поддерживает отношения с такими высшими учебными заведениями страны, осуществляющими подготовку специалистов в области автомобильного транспорта, как Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет), Московский автомеханический институт (Государственный технический университет), Кубанский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный технический университет и другими. При институте действует филиал кафедры Государственного университета управления (ГУУ).

    Деятельность НИИАТа широко известна не только в России, но и за рубежом. Институт является членом Международного центра качества топлив (IFQC) с европейской штаб-квартирой в Брюсселе, Партнерства по «чистым» автомобилям и топливам (ЮНЕП). Сотрудники института принимают активное участие в работе различных Рабочих групп Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, в работе объединенного Центра Транспортных Исследований ОЭСР-МТФ (г. Париж), в проектах общеевропейской Программы ЕЭК ООН-ВОЗ по транспорту, окружающей среде и здоровью.

    Институт поддерживает двусторонние дружеские связи с родственными институтами Украины (ГосавтотрансНИИпроект), Республики Беларусь (НПО БелНИИ «Транстехника»), Венгрии (KTI), Швеции (VTI), Нидерландов (SWOV). 

    В настоящее время институт является ведущим научно-исследовательским центром в области проблем эксплуатации автомобильного транспорта. В нем работает 120 человек, из них 5 докторов и 19 кандидатов наук. В институте функционирует 15 научных центров и научных групп. Институт является разработчиком практически всех нормативных и нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование автотранспортной отрасли.
   В последние годы НИИАТ принимал участие в разработке таких важнейших для страны документов и программ как: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Приказом Минтранса России от 12.05.2005г. № 45), Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2006г. № 94), Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Постановлением Правительства России от 22.11.2008г. № 1734-р);, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» на 2002-2010 гг. В законотворческой сфере институт выступил разработчиком Конвенции о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (КМАПП) между государствами СНГ (от 09.10.1997г.), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств, законопроекта «О деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств» и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. В числе основных нормативных документов последних лет, в разработке которых институт принимал участие следует выделить: Технические регламенты «О безопасности процессов технического обслуживания и ремонта транспортных средств», «О безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и «О безопасности автотранспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов»; ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования.»; ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и последующие изменения к нему; ГОСТ Р «Охрана природы. Экологические требования к автомобилям с бензиновыми двигателями»; ГОСТ Р «Жидкости тормозные автомобильные. Технические условия»; Правила сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (утв. Приказом Госстандарта России от 03.07.2001г. № 62); Правила сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототpанспоpтных средств (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.04.2001г. № 33); Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте (утв. Минтрансом России, зарег. Госстандартом России 27.12.2001г. № РОСС RU.0010.04УТ00); проекты нормативных правовых актов по независимой технической экспертизе транспортного средства при ОСАГО; ПОТ Р М-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда»; Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008г. № АМ-23-р) и другие, всего – более 20 нормативно-методических документов только за последние 10 лет.

Организационная структура ОАО НИИАТ представлена в разделе «Организационная структура».

Партнеры ОАО «НИИАТ»