Русская версия

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры: особенности, правовое регулирование

Одной из главных задач органов государственной власти является обеспечение стабильного функционирования всех городских коммуникаций, ключевой позицией которых выступает транспорт. Система транспортного сообщения – совокупность ряда организационных процедур и инфраструктур, используемых жителями города для регулярного передвижения по городским улицам. К данной области можно отнести:

  1. услуги общественного транспорта;
  2. личный автотранспорт граждан;
  3. дороги;
  4. тротуарные дорожки;
  5. переходные дорожки.

Все составляющие системы транспорта прямым образом влияют друг на друга в ходе постоянного взаимодействия. По этой причине требуется комплексное решение вопроса о развитии транспортного сообщения.

Порядок управления дорожно-транспортной системой

Ее регулирование производится при строгом ограничении средств, к которым относятся: финансовое обеспечение, трудовые ресурсы, время и прочее. Соответственно, разработка программы развития должна проводиться с учетом того, чтобы можно было достичь наилучшего результата при ограниченных вложениях средств.

Бюджет города, как правило, не располагает достаточным количеством финансов для комплексного решения проблем транспортного обеспечения экстенсивным методом, а именно путем постепенного повышения уровня протяженности инфраструктуры уличных дорог. Земельных ресурсов в пределах города также недостаточно. Старая планировка улиц не отвечает современным транспортным потребностям и не всегда есть возможность провести расширение транспортных магистралей для устранения заторов на оживленных городских магистралях.

Данное обстоятельство является препятствием для создания дополнительных транспортных путей в черте города. В данном случае единственным разумным решением выглядит увеличение интенсивности использования, имеющихся в наличии средств. Центральными способами комплексного решения вопроса служат:

  1. Оптимизация эксплуатации действующей инфраструктуры уличных дорог (необходимо повысить пропускную способность рядом методик).
  2. Разумное выстраивание графика требуемых мероприятий по развитию систем транспортного сообщения города. Подразумевает собой процесс усовершенствования инфраструктуры транспорта с учетом текущих потребностей жителей в передвижениях, транспортировке грузов.
  3. Необходимость выстраивания грамотного баланса между развитием транспортных систем и градостроительной отраслью по регулированию транспортного спроса.
  4. Разработка ряда главных требований по поддержанию безопасного режима дорожного движения.

Муниципальная стратегия: как воплотить ее в жизнь?

Чтобы успешно достичь поставленных целей, требуется полноценное выстраивание программы комплексного развития инфраструктуры транспорта. Согласно действующему федеральному законодательству, а именно нормам, регулирующим внесение поправок в Градостроительный кодекс РФ, были приняты положения относительно актуальности создания программ комплексного развития дорожно-транспортной отрасли в поселениях и окружных районах для повышения качества сельского транспорта.

Государственная и муниципальная программы усовершенствования системы транспорта в поселениях, окружных районах при условии утвержденных планов поселений, округов города, принятые с момента вступления в законную силу ФЗ 456, должны разрабатываться и утверждаться в течение полугода со дня действия обязывающих норм, содержащихся в ч. 1 ст. 5 указанного федерального закона.

Если имеет место случай, когда указанные планы по поселениям и окружным районам утверждаются позднее даты вступления в законную силу упомянутого федерального закона, а также ранее дня вынесения Правительством РФ положений, содержащихся в ч.1 ст. 5, полугодовой срок, отведенный на утверждение планов совершенствования инфраструктуры сельского транспорта, в поселениях, окружных районах, подлежит утверждению органами МСУ, указанных местностей, а исчисление начинается со дня, указанного в постановлении Правительства РФ. Общеобязательные нормы по совершенствованию дорожно-транспортной отрасли в поселениях и окружных районах установлены Постановления Правительства РФ № 1440.

Основная характеристика программы развития транспортной инфраструктуры

Крайним сроком ее разработки и утверждения установлено 25.06.2016 г. Согласно нормативному акту, государственный план всестороннего совершенствования дорожно-транспортной отрасли в поселениях сельского типа, окружных районах определяет список процедур и проектов инвестиций, проектирования, строительства, реконструктивных работ над элементами дорожно-транспортной отрасли. К ним также относятся способы, ранее упоминаемые:

  • федеральными и муниципальными планами;
  • стратегическими программами модернизации муниципальных образований;
  • программой по разработке мер развития социально-экономической области муниципальных образований;
  • проектами всестороннего экономико-социального совершенствования муниципальных образований;
  • программами инвестиций участников естественной монополии дорожно-транспортной отрасли;
  • соглашениями комплексного освоения земельных участков и развития застраиваемых территорий
  • Специфика содержания программы

    Срок действия государственного плана – минимум 10 лет, но не свыше срока действия федерального плана по поселениям и в пределах данного округа. Обязательными составляющими проекта являются:

    1. Паспортные данные плана.
    2. Общие максимально достоверные сведения о текущем состоянии дорожно-транспортной инфраструктуры.
    3. Прогнозирование спроса на услуги транспорта, анализ изменения масштабов и специфики передвижения жителей города, транспортировки грузов на территориях поселений и в пределах округа.
    4. Принципиальные методики по совершенствованию дорожно-транспортной отрасли, дача укрупненной оценки по основным индикационным параметрам развития рассматриваемой области с дальнейшим указанием конкретного способа оптимизации отрасли.
    5. Список процедур и мероприятий, проектов инвестиций, проектировки, строительства, ремонтных работ по объектам указанной инфраструктуры в поселениях сельского типа, окружных районах, а также относительно сельского транспорта.
    6. Методики развития отрасли с учетом технических и экономических показателей транспортных объектов.
    7. Порядок реализации указанных процедур.
    8. Дача оценки относительно масштабов и источников финансовой поддержки программы, проектов инвестиций по проектировке, строительству, реконструктивных работ по объектам отрасли.
    9. Полноценный анализ продуктивности намеченных мероприятий и проектов инвестиционного характера по проектировке, строительству, демонтажу элементов системы транспорта в поселениях сельского типа, окружных районах, которые предложены к реализации.
    10. Варианты по преобразованию институтов данной инфраструктуры, модернизации правового и информационного регулирования деятельности по проектировке, строительству, ремонту систем транспорта в поселениях и в черте округа.

    Как оцениваются методики развития инфраструктуры?

    Дача укрупненной оценки предлагаемых способов модернизации транспортных систем, а также подбор предпочтительных для реализации методик проводятся исходя из:

    1. Итоговых показателей моделирования обновленной работы дорожно-транспортной отрасли.
    2. Анализа и прогнозирования жизнеспособности методик развития, а также установления предполагаемого уровня спроса на услуги транспорта.
    3. Ожидаемый прогноз относительно перемен в установленных индикационных показателях модернизации систем транспорта (городского, муниципального, сельского).
    4. Сопоставления данных показателей с базовыми. За последние, могут приниматься некоторые из дающих характеристику текущему состоянию отрасли либо состоянию дорожно-транспортной системы на отрезок, выделенный на приведение программы в действие. Что важно, в расчет не берутся выдвигаемые в ее рамках мероприятия и проекты инвестиций по проектировке, строительству, ремонтным работам на объектах систем транспорта городского, муниципального, сельского назначения.

    Следует упомянуть, что Научно-исследовательский центр в области проблем эксплуатации автомобильного транспорта выступает в качестве одной из лидирующих компаний в сфере разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (города, городского округа, сельского поселения). За минувшие 5 лет организация реализовала свыше 120 проектов по целому ряду аспектов транспортного прогнозирования и планирования государственных и муниципальных программ (в том числе организовала масштабные мероприятия, бюджет которых оценивается более чем в 300 000 000 рублей).

    Персонал Научно-исследовательского центра в области проблем эксплуатации автомобильного транспорта принимал активнейшее участие, взяв на себя роль специалистов экспертного уровня в ходе составления Постановления Правительства РФ № 1440.

    Какова стоимость разработки комплексных программ развития инфраструктуры сельского и городского транспорта?

    Анализируя ряд обязательных норм, предъявляемых к модернизации транспортных артерий, можно сделать вывод: необходимо активно разрабатывать модели транспортных сообщений, чтобы в дальнейшем разумно оценивать принципиальные методики совершенствования рассматриваемой отрасли.

    Подбор предпочтительного способа приведения проекта в жизнь крайне важен, как и проведение сопоставления прогнозируемых показателей с первоначальными. В свою очередь, данный процесс предполагает создание модели транспортных сообщений, в ходе разработки которой можно беспрепятственно анализировать объем производимых мероприятий, давать им оценку, планировать инвестиционные проекты. Также важно продумать вопрос о потенциальных источниках финансовой поддержки (включая бюджетные ресурсы любых уровней, внебюджетные средства) по различным категориям транспорта и дорожного хозяйства, определить первостепенные задачи утвержденного плана.

    Учитывая все из вышеуказанных критериев, а также руководствуясь рядом иных норм, регулирующих вопрос модернизации систем транспортного сообщения, стоимость проведения данных работ вполне сопоставима с мероприятиями по разработке комплексных схем транспорта. Согласно данным, указанным на официальном интернет-ресурсе государственных закупок, стоимость работ для городов с численностью граждан более 1 миллиона человек колеблется в промежутке от 28 до 40 миллионов рублей.

    Значение муниципальных и государственных программ развития транспортной инфраструктуры

    Значение целевых государственных программ транспортного планирования, а также стратегических разработок в области повышения уровня качества и стабильности функционирования транспортных городских систем, а также муниципального и сельского назначения, рассчитанных на долгосрочный период действия, невозможно переоценить.

    Строительные, реконструктивные, эксплуатационные мероприятия относительно транспортных схем на сегодняшний день занимают одно из центральных мест в деятельности государственных и муниципальных органов. Принимаемые компетентными органами власти акты, содержащие техническое нормирование, порядок контроля за функционированием транспортных систем, а также поддержание безопасности дорожного движения направлены на комплексную модернизацию отрасли.

    Реализация плана предполагает следование четко установленному графику проведения работ, предусмотрена обязательная отчетность относительно финансовых и иных ресурсозатрат. Законодательство – явление, которому не свойственна статичность. Постоянные внесения поправок, пересмотр действующих норм и требований, обсуждение потенциально значимых преобразований – процесс крайне сложный, но жизненно необходимый для полноценного развития дорожно-транспортной отрасли.

Партнеры ОАО «НИИАТ»