Русская версия

Текущие разработки ОАО «НИИАТ»

1. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов (с численностью населения свыше 1 млн. человек).

Методика предназначена для использования природоохранными и контролирующими органами власти при оценке валовых выбросов загрязняющих веществ на территории крупнейших городов, разработке и оценки эффективности реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, а также организациями, занимающимися градостроительной, транспортной и дорожно-строительной деятельностью при разработке экологических разделов проектов развития и реконструкции транспортной инфраструктуры.

Методика учитывает изменение структуры потока автомобилей по экологическим классам, изменение скоростных режимов движения на городских дорогах и улицах крупнейших городов. В методику введен блок, позволяющий учитывать влияние на выбросы диоксида серы, углеводородов и группы особо токсичных и канцерогенных веществ качества автомобильных бензинов.

Использование изложенных методических подходов обеспечивает возможность осуществлять мониторинг и оценку воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды. На основе данной методики разрабатывается национальный стандарт, который планируется ввести в действие в 2014 году.


2. Проект Федерального закона "Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Основной целью законопроекта является создание правовых условий для организации эффективного и бесперебойного осуществления процесса дорожного движения на территории Российской Федерации как неотъемлемого условия обеспечения устойчивого функционирования транспортной системы Российской Федерации.

Целями законопроекта также являются:

  • содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в транспортное планирование, организацию, оперативное управление и регулирование дорожного движения;

  • развитие современной транспортной инфраструктуры.

Концепция законопроекта

Проект ФЗ по "Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


3. «Разработка технологических основ для развития навигационно-связных систем на основе навигационной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС/GPS для информационного сопровождения и мониторинга перевозок опасных грузов. Шифр: НИР «Мониторинг-Авто»

В настоящее время проводятся работы по созданию комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств (далее - КИАСК-ТС), обеспечивающей автоматизацию функций Ространснадзора в части:

- контроля и надзора за соблюдением правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

- контроля и надзора за соблюдением требований обеспечения транспортной безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;

- контроля за соблюдением перевозчиками опасных грузов требований приказа Минтранса России от 26 января 2012 г. № 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», регламентирующего порядок оснащения и подключения аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

В настоящее время остаются не реализованы организационно-технические механизмы, позволяющие зафиксировать моменты начала и окончания движения транспортного средства с опасным грузом, то есть определить – является ли в тот или иной момент времени транспортное средство объектом контроля. Данные механизмы необходимы для однозначного определения моментов времени, в которые автомобильное транспортное средство является объектом контроля Ространснадзора (осуществляет перевозку опасного груза), что, в свою очередь, необходимо для однозначного определения нарушения правил перевозки опасных грузов. Кроме того, разработка и внедрение указанных механизмов создаст возможность использования информации, полученной с использованием КИАСК-ТС, в качестве доказательной базы при рассмотрении административных правонарушений перевозчиками правил перевозки опасных грузов.

Таким образом, разработка технологических основ определения фактов наличия опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом, является важной и актуальной научно-технической задачей, решение которой позволит однозначно определять факты нарушения правил перевозки опасных грузов.


4. «Разработка подсистем и структур в составе интеллектуальных транспортных систем с учетом развития информационных и спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS. Шифр: НИР «ИТС-Навигация»

Активное развитие автомобильного транспорта, рост автомобильного парка и объемов перевозок помимо положительных эффектов, таких, например, как появление новых возможностей для развития экономики или повышения мобильности населения, привели к возникновению перегрузок улично-дорожной сети, увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, количества пострадавших. Это в значительной степени обусловлено несоответствием (отставанием) темпов строительства дорожной сети увеличению количества эксплуатируемых транспортных средств. В связи с этим для решения проблемных вопросов в транспортном комплексе активно внедряются различные технологии автоматизации, в том числе системы мониторинга и управления транспортом на основе использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS, технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с транспортной инфраструктурой, а также ИТС, являющиеся на текущий момент наиболее эффективным и полнофункциональным инструментом управления на транспорте.

Вместе с тем, активное развитие информационных, навигационных, геоинформационных и телекоммуникационных технологий формирует технологическую базу для реализации новых возможностей управления автомобильным транспортом. Таким образом, выполнение научно-исследовательской работы, в рамках которой будут предложены и рассмотрены возможные варианты комплексного использования современных технологий (в частности навигационных спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS, технологий автоматизированного управления дорожным движением, технологий беспроводной передачи данных, радиочастотной идентификации и др.) и реализации на их основе новых подсистем и структур в составе ИТС представляется важной и актуальной задачей.

Партнеры ОАО «НИИАТ»