Traffic Safety

Ensuring the safety of passengers and cargo is an important quality indicator in assessing the organization of the transport sector. International experience strongly suggests that the process of reducing the number of accidents and the severity of their impact is manageable, and road traffic injuries can be predicted and reduced.

The adoption in 2006 the federal target program "Improving road safety 2006-2012" by the Government of the Russian Federation, was doubtless an important step in solving the problem of road traffic accidents in the country. The lives of nearly 35,000 of our citizens have been saved in the period from 2006 to 2012 due to implementation of the FTP. The rate of reduction of accidents and fatalities in road accidents, especially in the period from 2006 to 2012, which was among the highest in the world, have shown the correctness of the chosen orientation of public policy for the use in the field of program-oriented approach to the planning and management of the activity. All this determined the decision to adopt a new federal program "Improving road safety 2013-2020."

SRI specialists were involved in the development of several projects of the federal program "Improving road safety 2006-2012":

"Preparation of evidence-based proposals for the development of public passenger transport in terms of road safety"

The results are partially embedded in the Transport Strategy of the Russian Federation until 2030 (approved by the Federal Government on November 22, 2008 № 1734-p), the draft safety regulations on passenger safety on motor and urban ground electrical transport (is pending in the Government of the Russian Federation), the draft Federal Law "On the motor transport activities" (at the stage of inter-ministerial coordination in the Ministry of Transport of Russia), and in some regional projects, which are carried out by JSC "NIIAT".

"Research on problems of unification of international and national requirements in terms of vehicle safety"

One of the main results of the research is a scientific and methodical approach to assessing the safety of the vehicle fleet, based on the requirements of international standards and the complex structural matrix of vehicle safety. Criteria for assessing the changes of vehicle safety as a result of normative legal regulation can objectively determine the effectiveness of this regulation. These criteria are one of the main methodological tools in the evaluation system of technical standards and safety of vehicles at issuance and in real world conditions.

The following materials and regulations were designed based on the analysis of international and national requirements regarding the safety of vehicles and organizing activities for their development and implementation:

- Government Decree from 27.11.2006 № 718 "On Customs Tariff of the Russian Federation and the product nomenclature applied in the implementation at international economic activity"

- Order of the Federal agency for technical regulation and metrology from 10.12.2007 № 3453 "On Approval of Changes №1” of the "Regulations on certification system for motor vehicles and trailers."

- Government Decree from 10.09.2009 № 720 "On approval of technical regulation on safety of wheeled vehicles."

- Government Decree of 10.09.2010 № 706 "On Amendments to the technical regulation on safety of wheeled vehicles."

- Rule number 2 of the Vienna Agreement 1997 on the technical inspection of vehicles. 2011.

- Decision of the Commission of the Customs Union from 09.12.2011 № 877 "On Approval of the technical regulations of the Customs Union on the safety of wheeled vehicles."

- Federal Law № 170-FL from 01.07.2011 "On the technical inspection of vehicles and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"

- Government Decree from December 5, 2011 № 1008 "On the technical inspection of vehicles."

- Order of the RF Ministry of Transport from December 19, 2011 № 320 "On approval of rules of filling out the diagnostic card of the vehicle"

Rule 2 of the Vienna Agreement of 1997 on technical requirements of ATS is prepared on the initiative and approved by the Russian Federation.

A draft of amendments to the Vienna Convention on Road Traffic of 1968, establishing the requirements for on-board intelligent systems was developed.

Certain proposals were developed on the implementation of the roadmap UNECE on promotion of intelligent transport systems, which can be considered as the basis for the formation of a national strategy in this area.

The requirements to the system of emergency response to the accident, harmonized with the European system eCall were prepared.

"Research on regulatory and methodological support for developing continuing education and professional driver skills. Preparation of proposals for its improvement."

The results of the work are used in the preparation of draft national licensing systems for professional passenger and cargo drivers, provisions for admission to the professional activities of people directly involved in vehicle driving, as well as projects of driver qualifications for the vehicle category "B", "C", "D", "BE", "CE" and "DE".

"The scientific development of methods of professional training for vehicle drivers"

The set of proposals put forward in the framework of the present study is aimed at reducing the influence of the "professional human factor" in the safety of the transport system. This process should not be considered settled, with the development of motorization of the country, an increase of the vehicle fleet, change in its structure in terms of technical level, the development of road infrastructure and the like, the methodology of work with the drivers should dynamically reflect all the possible factors of influence. In many ways, this is determined by the level of professional drivers of commercial vehicles in the economic sector of the country.

Developed guidelines for the professional training of vehicle drivers are focused on comprehensive training of drivers to operate in critical traffic situations, which implies the use of effective emergency measures to prevent the development of a negative scenario and a road accident.

"Conducting research on the implementation of the preventive measures aimed at improving road safety (compliance to the work and rest ratio, pre-trip and post-trip medical examinations, the use of speed charts, etc.) by the legal owners of vehicles (officials) in terms of compliance with the requirements of Federal Law "On road safety"

The results of the research are presented in the form of draft amendments to the legal acts in the field of road safety:

- Federal Law "On Road Safety" from December 10, 1995 № 196-FL;

- Federal Law "Code of the Russian Federation on Administrative Violations" December 30, 2001 № 195-FL;

- Government Decree from August 3, 1996 № 922 "On improving safety of long-distance and international passenger and freight motor transportation";

- Regulation of the RF Ministry of Transport approved by the Government of the Russian Federation from July 30, 2004 № 395;

- Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 24.11.2008 N 1001 "On the procedure of registration of vehicles";

- Government Decree from October 30, 2006 № 637 "Regulations on licensing of passenger motor vehicles equipped to transport more than 8 people (except for the cases when this activity is carried out for the own needs of the legal entity or individual entrepreneur)";

- Order of the RF Ministry of Transport from August 20, 2004 № 15 "On approval of the Regulation on the peculiarities of work and rest ratio for drivers of vehicles";

- Order of the RF Ministry of Transport from 11 March 1994 № 13/11 "On approval of the order of certification of executive managers and specialists and their units engaged in the passenger and freight motor transportation."

"Research and scientific rationale for vehicle equipment: safety belts for tourist, international buses and trucks"

The results of the research show that the majority of vehicles of categories M2 and M3 are introduced into circulation on the territory of the Russian Federation without seat belts for passengers, which adversely affects the safety of transportation.

In order to improve the safety of passenger vehicles of categories M2 and M3 it is advised to:

1. Change the order of certification of vehicles of categories M2 and M3 in the part of the mandatory equipment of seat belts installed in vehicles of these categories, regardless of the declared type of the vehicle (bus, special vehicle) and the term of the certificate of conformity with the exception of vehicles of categories M2 and M3 which are designed for use in urban environments to carry standing passengers.

2. Provide technical supervision of compliance with the grade of vehicles of categories M2 and M3 circulating on the territory of the Russian Federation, their grade at issue of the certificate of conformity.

The results of the work were used in the preparation of the Decree by the Government of Russian Federation from February 24, 2010 № 87 "On Amending Resolution of the Cabinet Council of the Government of the Russian Federation dated 23 October 1993 № 1090."

"Studies of the problem of compliance of vehicles, parts, additional items of equipment, spare parts and accessories for vehicles imported from abroad in the part relating to road safety, to the requirements established in the Russian Federation, and the development of appropriate proposals"

As a result of the work, the following practical proposals were developed to significantly improve the safety of vehicles:

- Procedure of confirmation of compliance of vehicles, parts, additional items of equipment, spare parts and accessories for vehicles imported from abroad in the part relating to road safety, to the requirements established in the Russian Federation;

- Proposals to change the existing procedures of mandatory conformity described in the "Rules of certification of motor vehicles and trailers."

- Indicators of the effectiveness of the procedures on improving the conformity of vehicles and methods of their monitoring.

Results have been implemented in the Order of the Federal agency for technical regulation and metrology from 10.12.2007 № 3453 "On Approval of Changes №1” of the "Regulations on certification system for motor vehicles and trailers."

"The scientific study on the development of criteria for the technical condition of vehicles permitted to operate under the terms of road safety"

Developed criteria for the technical condition of vehicles permitted to operate under the terms of road safety, have been used in the preparation of the following regulations:

Technical Regulations "On the safety of wheeled vehicles", Annex 5 and Annex 7 (approved by the Government of the Russian Federation from September 10, 2009 № 720);

Rules of the technical inspection of vehicles, Annex 1 (approved by RF Government Decree from December 5, 2011 № 1008);

Technical Regulations of the Customs Union TR TC 018/2011 "On the safety of wheeled vehicles", Annex 8 (approved by the Decision of the Customs Union Commission from 9 December 2011 № 877).

"Scientific research on the patterns of change in the parameters of vehicle safety in actual use throughout their life cycle"

Adjustments to the organizational project in monitoring the properties of vehicles in operation were done, and a set of regulations and guidance documents governing the organizational, investment, information and analytical aspects of monitoring compliance with automotive engineering technical standards for design safety, reliability, and other consumer characteristics on the basis of the organization of the testing system under real operation of a motor vehicle was developed.

Brief description of the implementation of the scientific results of monitoring the properties of motor vehicles in operation:

1. The Federal Law from 01.07.2011 № FL 170 "On the technical inspection of vehicles and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"

2. Government Decree from December 5, 2011 № 1008 "On the technical inspection of vehicles"

3. Government Decree from 24 May 2010 № 361 "On approval of rules establishing the amount of the cost of materials and spare parts for regenerative repair of vehicles."

4. Order of the RF Ministry of Transport from December 12, 2011 № 309 "On approval of the calculation of the amount of information support costs for materials and spare parts for regenerative repair of vehicles"

5. Order of the RF Ministry of Transport from January 25, 2011 № 20 "On approval of the Nomenclature of components (parts, components and assemblies), which is set to zero when calculating depreciation cost of spare parts for regenerative repair of vehicles"

"Scientific studies of the problem of responsibility of Automobile Manufacturers for the issue of defective products and mitigation of risk for purchasers of motor vehicles"

This article presents the analysis of:

- Domestic and foreign experience in the field of quality and safety of vehicles;

- Existing regulations in the field of conformity assessment of motor vehicles;

- Operating procedures, control and supervision over the compliance of vehicles;

- Domestic and foreign regulations that establish responsibility for manufacturers of poor quality motor products.

The article also developed:

- A system of monitoring the compliance of vehicles, taking into account the full information about the change of vehicles during the life cycle and responsibility of car manufacturers for poor quality products.

- Teaching materials (recommendations) on organizing and conducting of gathering information on safety, security and other properties of motor vehicles by car manufacturers;

- Methods of processing and presentation of information on safety, security and other properties of motor vehicles;

- Conformity assessment procedures of vehicles, taking into account information about motor vehicle safety at all stages of the life cycle;

- Training materials for certification bodies on conducting the check of the conditions of production and surveillance of vehicles.

"Study of the problems of modern domestic testing facilities which assess compliance of the constituent parts of the structure, additional items of equipment, spare parts and accessories for vehicles with the set requirements"

The presented work is a logical development of principles and methodologies for assessing the conformity of vehicles, parts, additional items of equipment, spare parts and accessories for vehicles with the requirements throughout their life cycle.

Experimental study on the testing of methodological approaches and test equipment with mandatory assessment of conformity of motor vehicle properties in operation (with periodic technical inspection) was carried out at "Techno Group", set up in 2009 to carry out technical control of cars (periodic technical inspection of cars and trucks, motorcycles, buses and other vehicles).

The usage of technical regulations "On safety of wheeled vehicles" in 2010 identified a number of inaccuracies and omissions, the analysis of which with the participation of specialists from JSC "NIIAT" was prepared and the following regulations were adopted:

- Resolution of the Government of the Russian Federation from 10 September 2010 № 706 and from October 6, 2011 № 824 "On Amendments to the technical regulation on safety of wheeled vehicles";

- Ordinance of the Government of the Russian Federation from October 12, 2010 № 1750-p "On the list of documents in the field of standardization, containing rules and methods (tests) and measurements, including the rules of sampling necessary for the implementation and enforcement of technical regulations on safety of wheel vehicles, as well as for assessment of conformity."

"Conducting research aimed at amending legislation on motor passenger and freight transport, including hazardous, bulky and heavy"

The research results are implemented in the regulatory guidance document "Rules for the safety of passengers and goods on motor transport in the Russian Federation" (the first, second and third edition).

The proposals developed by JSC "NIIAT" for amendments to the Federal Law from 10.12.1995 № 196-FL "On road safety" of empowering the RF Ministry of Transport to approve rules of ensuring safe transportation of passengers by road and urban electric transport and land transport and Safety rules of motor freight transportation were implemented.

Currently, the following legislative initiative is foreseen in the plan of legislative activities of the RF Ministry of Transport for 2012, approved by the Decree of the RF Ministry of Transport 15.01.2012, № IL - 6 - p in Section IV «Bills prepared by the Ministry as a legislative initiative":

On Amending Article 20 of the Federal Law "On road safety" (in terms of granting RF Ministry of Transport the authority to approve rules to approve rules of ensuring safe transportation of passengers by road, as well as requirements to ensure the safety of transportation in the enterprises, institutions and organizations performing such operations). In November 2012 the bill was submitted to the Government of the Russian Federation.

At the same time, the draft Rules of enhancing the safety of passengers on motor and urban ground electrical transport and safety regulations of motor freight transportation are sent to the Department of State policy in the field of motor and urban transport for the coordination and preparation for approval.

Русская версия

Безопасность движения

bezop.jpgОбеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов является важнейшим качественным  показателем при оценке организации деятельности транспортного сектора. Международный опыт убедительно свидетельствует, что процесс сокращения числа ДТП, снижения тяжести их последствий является управляемым, а дорожно-транспортный травматизм можно прогнозировать и сокращать.

Принятие в 2006 году Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» явилось несомненным важным шагом в решении проблемы дорожно-транспортной аварийности в стране. За период с 2006 по 2012 годы благодаря реализации ФЦП были сохранены жизни почти 35000 наших граждан. Темпы снижения аварийности и числа погибших в ДТП, особенно за период с 2006 по 2012 годы, оказавшиеся одними из самых высоких в мире, показали правильность выбранной ориентации государственной политики на использование в данной сфере программно-целевого подхода к планированию и управлению соответствующей деятельностью. Все это определило решение о принятии новой Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Специалисты НИИ участвовали в разработке ряда проектов ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»:

«Подготовка научно обоснованных предложений по развитию пассажирского транспорта общего пользования в части обеспечения безопасности дорожного движения»

Результаты работы частично внедрены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), в проекте Правил Обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (находится на стадии согласования в Правительстве РФ), в проекте Федерального закона «Об автотранспортной деятельности» (находится на стадии межведомственного согласования в Минтрансе России), в отдельных региональных проектах, которые осуществляет ОАО «НИИАТ».

«Проведение исследований проблем гармонизации международных и национальных требований в части безопасности транспортных средств»

Одним из главных научных результатов работы является научно-методический подход к оценке безопасности парка транспортных средств, на основе требований международных стандартов и матрицы комплексной конструктивной безопасности транспортных средств. Критерии оценки изменения безопасности транспортных средств по результатам нормативного правового регулирования позволяют объективно определять эффективность такого регулирования. Указанные критерии являются одним из основных методических инструментариев в системе оценки технического уровня и безопасности автомобильной техники при вводе в обращение и в условиях реальной эксплуатации.

На основе анализа международных и национальных требований в части безопасности транспортных средств и организации деятельности по их разработке и внедрению разработаны следующие материалы и нормативные правовые акты:

- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»

- Приказ Ростехрегулирования от 10.12.2007г. № 3453 «Об утверждении Изменения № 1 «Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».

- Постановление Правительства РФ от 10.09.2009г.. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

- Постановление Правительства РФ от 10.09.2010г. № 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».

- Правило № 2 Венского соглашения 1997 г. о технических осмотрах транспортных средств. 2011г.

- Решение комиссии таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 «О принятии технического регламента таможенного союза по безопасности колесных транспортных средств».

- Федеральный закон №170-ФЗ от 01.07.2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».

- Приказ Минтранса России от 19 декабря 2011 г. № 320 «Об утверждении правил заполнения диагностической карты транспортного средства»

Подготовлено по инициативе Российской Федерации и утверждено Правило 2 Венского соглашения 1997 года о требованиях к техническому состоянию АТС.

Подготовлен проект изменений к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, устанавливающих требования к бортовым интеллектуальным системам.

Подготовлены предложения по реализации дорожной карты ЕЭК ООН по продвижению интеллектуальных транспортных систем, которая может рассматриваться как основа для формирования национальной стратегии в этой области.

Разработаны требования к системе экстренного реагирования на аварии, гармонизированной с европейской системой eCall.

«Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей транспортных средств. Подготовка предложений по ее совершенствованию»

Результаты работы использованы при подготовке проекта государственной системы допуска водителей к профессиональной деятельности по перевозке пассажиров и грузов, положения о допуске к профессиональной деятельности лиц, непосредственно связанных с движением транспортных средств, а также проекты квалификационных характеристик водителя транспортного средства категории «В», «С», «Д», «ВЕ», «СЕ» и «ДЕ».

«Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств»

Совокупность предложений, сформулированных в рамках настоящего исследования, направлена на снижение влияния «профессионального человеческого фактора» на безопасность транспортной системы. Данный процесс не следует считать исчерпанным, по мере развития автомобилизации страны, увеличения парка транспортных средств, изменения его структуры в части технического уровня, развития дорожной инфраструктуры и т.п., методология работы с водителями должна динамично отражать все возможные факторы влияния. Во многом это определяется профессиональным уровнем водителей коммерческого транспорта, осуществляющих перевозки в экономическом секторе страны.

Разработанные методические рекомендации по профессиональному тренингу водителей транспортных средств ориентированы на всестороннюю подготовку водителей к действиям в критических дорожно-транспортных ситуациях, предполагающую применение участником экстренных эффективных мер по предотвращению развития негативного сценария и совершения дорожно-транспортного происшествия.

«Проведение научных исследований правового механизма выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (соблюдение режимов труда и отдыха водителей, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, использование тахограмм и т.п.) в части соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Результаты проведенных исследований представлены в виде проектов о внесении изменений в нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:

- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ;

- Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»;

- Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г . № 395;

- Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств";

- Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режимами рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;

- Приказ Минтранса России от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов».

«Исследование и научное обоснование необходимости оборудования транспортных средств: ремнями безопасности туристических, международных автобусов и грузовых автомобилей»

Результаты выполненной научно-исследовательской работы показывают, что большинство транспортных средств категорий М2 и М3 вводится в обращение на территории Российской Федерации без ремней безопасности для пассажиров, что негативно сказывается на безопасности перевозок.

В целях повышения безопасности перевозок пассажиров транспортными средствами категории М2 и М3 предлагается:

1. Внести изменения в порядок сертификации транспортных средств категорий М2 и М3 в части обязательного оборудования ремнями безопасности сидений, установленных в транспортных средствах данных категорий, независимо от заявленного типа транспортного средства (автобус, специальное транспортное средство) и срока действия сертификата соответствия за исключением транспортных средств категорий М2 и М3, которые предназначены для использования в городских условиях для перевозки стоящих пассажиров.

2. Обеспечить технических надзор за соответствием комплектации транспортных средств категорий М2 и М3, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, их комплектации при выдаче сертификата соответствия.

Результаты работы использованы при подготовке Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010г. № 87 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090».

«Иccледование проблемы подтверждения соответствия транспортных средств, составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, ввозимых из-за рубежа, требованиям, установленным в Российской Федерации, и разработка соответствующих предложений»

В результате выполнения работы получены следующие практические результаты, позволяющие существенно повысить уровень безопасности автотранспортных средств:

разработан порядок подтверждения соответствия транспортных средств, составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, ввозимым из-за рубежа, требованиям установленным в Российской Федерации;

разработаны предложения по изменению действующих процедур обязательного подтверждения соответствия, приведенных в «Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».

Разработаны индикаторы эффективности мероприятий по совершенствованию процедур подтверждения соответствия транспортных средств и методика их мониторинга.

Результаты работы внедрены в Приказе Ростехрегулирования от 10.12.2007 г. № 3453 «Об утверждении Изменения № 1 «Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»».

«Научное исследование по выработке критериев технического состояния транспортных средств, допускаемых к эксплуатации по условиям безопасности дорожного движения»

Разработанные критерии технического состояния транспортных средств, допускаемых к эксплуатации по условиям безопасности дорожного движения, были использованы при подготовке следующих нормативных правовых актов:

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», приложение 5 и приложение 7 (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009г. № 720);

Правила проведения технического осмотра транспортных средств, приложение 1 (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011г. № 1008);

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», приложение 8 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. № 877).

«Научные исследования закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла»

Проведена корректировка организационного проекта системы мониторинга свойств автомобильной техники в эксплуатации, а также разработан комплекс нормативных и методических документов, регламентирующих организационные, инвестиционные, информационные и аналитические аспекты проведения мониторинга соответствия автомобильной техники техническому уровню по конструктивной безопасности, надежности и другим потребительским свойствам на базе организации системы испытаний в условиях реальной эксплуатации автотранспортных средств.

Краткая характеристика внедрения научных результатов системы мониторинга свойств автотранспортных средств в эксплуатации:

1. Федеральный закон от 01.07.2011 года № ФЗ 170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»

3. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010г. №361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

4. Приказ Минтранса России от 12 декабря 2011 г. № 309 «Об утверждении порядка информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»

5. Приказ Минтранса России от 25 января 2011 г. № 20 «Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»

«Научные иccледования проблемы ответственности автопроизводителей за выпуск некачественной продукции и снижения риска для приобретателей автомобильной техники»

В данной работе выполнен анализ:

- отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и безопасностью автотранспортных средств;

- действующих нормативных документов в сфере подтверждения соответствия автотранспортных средств;

- действующих процедур контроля и надзора за соответствием автотранспортных средств;

- отечественных и зарубежных нормативных документов, устанавливающих ответственность автопроизводителей за некачественную продукцию.

Разработаны:

- система контроля соответствия автотранспортных средств, учитывающая полную информацию об изменении свойств автомобильной техники в процессе жизненного цикла и ответственность автопроизводителей за некачественную продукцию.

- методические материалы (рекомендации) по организации и проведению автопроизводителями сбора информации о надежности, безопасности и других свойств автомобильной техники;

- методика обработки и представления информации о надежности, безопасности и других свойств автотранспортных средств;

- процедуры подтверждения соответствия автотранспортных средств, учитывающих информацию о безопасности автотранспортных средств на всех этапах жизненного цикла;

- методические материалы органам по сертификации по проведению проверки условий производства и инспекционного контроля автотранспортных средств.

«Исследование проблем создания современной отечественной испытательной базы для оценки соответствия транспортных средств, составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств установленным требованиям»

Выполненная работа концептуально является логическим развитием принципов и методологии оценки соответствия автотранспортных средств, составных частей конструкции, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств установленным требованиям на протяжении их жизненного цикла.

Экспериментальные исследования по апробации методических подходов и испытательного оборудования при обязательном подтверждении соответствия свойств АТС в эксплуатации (при периодическом техническом осмотре) проводились на базе ООО «Техно Групп», созданном в 2009 году для проведения технического контроля автомобилей (периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств).

Практика применения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» с 2010 года выявила целый ряд неточностей и недоработок, в результате анализа которых с участием специалистов ОАО «НИИАТ» были подготовлены и приняты следующие нормативно- правовые акты:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года № 706 и от 6 октября 2011 года № 824 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»;

- Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 1750-р «О перечне документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также для осуществления оценки соответствия».

«Проведение научных исследований с целью внесения изменений в законодательство по вопросам перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов, в т.ч. опасных, крупногабаритных и тяжеловесных»

Результаты исследования реализованы в нормативно-методическом документе «Правила по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации» (первая, вторая и третья редакция).

Разработанные ОАО «НИИАТ» предложения по внесению дополнений в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» по наделению Минтранса России полномочиями по утверждению Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом внедрены.

В настоящее время в Плане законопроектной деятельности Министерства транспорта РФ на 2012 год, утвержденным распоряжением Минтранса России от 15.01.2012 года № ИЛ – 6 – р предусмотрена в Разделе IV «Законопроекты, разрабатываемые Министерством в порядке законодательной инициативы» законодательная инициатива:

О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в части наделения Минтранса России полномочиями по утверждению правил по обеспечению безопасности движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также требований по обеспечению безопасности перевозок в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих такие перевозки). В ноябре 2012 года данный законопроект представлен в Правительство РФ.

Одновременно, проекты Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Правил обеспечения безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом направлены в Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта для согласования и подготовки к утверждению.

Партнеры ОАО «НИИАТ»